Как бы ни вел себя сейчас ребенок, родителям важно помнить: изменившееся поведение не связано с низкой самооценкой. «Смущение — важная стадия развития ребенка, которая показывает, что его что-то в себе не устраивает и он готов совершенствоваться», — утверждает Эрик Фишер, детский психолог и автор бестселлера «Искусство быть уверенным родителем».
Важно помочь малышу конструктивно справляться с новыми для него чувствами и научить тому, что такие качества, как уверенность, умение общаться и отвечать на вопросы, признавать свои ошибки и двигаться дальше, важно в себе развивать. У каждого могут быть особенности внешности или характера, которые необходимо принять как часть своей индивидуальности.
«Я не маленький!»
Еще год назад ваша дочка спокойно играла на пляже без купального верха, а сын, не стесняясь, переодевал шорты для плавания. И хотя физиологически малыши не сильно изменились, они стали более внимательно относиться к своему личному пространству.
Дети замечают, что в мире взрослых неприемлемо оголять определенные части тела, и уже не готовы к тому, чтобы их принимали за бесполых маленьких ангелочков. Их также смущает, если малознакомые им люди обращаются с ними как с малышами — гладят по голове или целуют.
Как реагировать? Важно дать ребенку понять, что он имеет право на свою приватную зону. Позвольте ему переодеваться за закрытой дверью, если он на этом настаивает. И не принуждайте обнимать дальнюю родственницу, желающую потрепать его за щечку.
«Что со мной не так?»
К пяти годам дети хорошо осведомлены о физиологической несхожести мальчиков и девочек, однако теперь они больше внимания обращают на то, что даже представители одного пола могут отличаться друг от друга. У детей могут быть разный рост, вес, разрез глаз. Из-за проблем со здоровьем кто-то может хромать, заикаться или носить очки. В этом возрасте ребенку особенно важно быть принятым в среде сверстников, и внезапное ощущение своей непохожести на других вызывает дискомфорт.
Как реагировать? «Объясните ребенку, что быть разными — не только не предосудительно, но и прекрасно, — говорит семейный психолог Марина Маркина. — В природе нас окружают непохожие друг на друга деревья и цветы, а кошки с собаками отличаются размерами и окрасом шерстки. Гораздо интереснее жить в мире, наблюдая эту несхожесть.
Подчеркните, что настоящие друзья будут ценить его за то, что с ним интересно вместе проводить время. Если же малыш услышит в свой адрес обидное замечание, то это означает: мальчик или девочка просто недостойны его дружбы».
«Все на меня смотрят!»
Когда вы представляете малыша своим друзьям или коллегам по работе, он неожиданно отказывается говорить и лишь упорно изучает взглядом пол. Как же так, ведь еще недавно он был таким контактным, недоумевают родители. Теперь ребенок в общении с незнакомыми не знает, как себя лучше вести, и испытывает дискомфорт.
Как реагировать. Подготовьте вашего малыша к встрече с незнакомым ему человеком. «Вы можете отрепетировать ситуацию, разыграв сценку, в которой участвуете вы (в качестве незнакомца) и ваш малыш, — предлагает Марина Маркина. — Обсудите, о чем он может поговорить: покажет ли он свою любимую игрушку или рисунок, который недавно принес из детского сада. Это поможет ребенку чувствовать себя более уверенно. Проиграйте и те ситуации, в которых вы с малышом случайно встречаете знакомого человека на улице.
Объясните ребенку, что он может просто ответить на возможный вопрос, как его зовут, не забывая смотреть человеку в глаза, и после этого терпеливо подождать, пока взрослые говорят». Скажите, что, перебивая разговор требованиями поскорее заняться чем-то более интересным, он становится похож на несмышленого малыша и тем самым выглядит смешно и нелепо. Дайте ребенку понять, что уважаете его способность общаться со взрослыми наравне и ожидаете от него понимания и деликатности.
«Надо мной смеются»
Малыш опрокинул на себя тарелку с супом, в самый неподходящий момент его подвел урчащий животик или, играя в футбол, он случайно забил гол в ворота своей команды. В таких ситуациях ребенок теряется и ожидает насмешек. Опасения его небезосновательны: дети в этом возрасте еще недостаточно хорошо освоили нормы этикета, и не все готовы деликатно промолчать. И вовсе не потому, что намеренно пытаются обидеть друг друга.
Просто на смешную, как им видится, ситуацию они реагируют самым непосредственным образом — смеются. Столкнувшись с такой реакцией, ребенок может отказаться посещать детский сад или возвращаться в спортивную секцию, даже если прежде это приносило ему радость.
Как реагировать. Объясните малышу, что совсем нестрашно, если детей ситуация веселит, ведь со стороны она и правда смотрится забавно. И ему стоит не обижаться, а примкнуть к их компании и тоже посмеяться над случившимся. Разыграйте эту ситуацию и покажите ребенку, что он может улыбнуться и сказать (вам или мишке, ставшему свидетелем происшествия): «Это было очень смешно».
Скажите и о том, что человеческое тело нас иногда подводит. Животик, например, может издавать звуки, но не заостряйте на этом излишнего внимания, чтобы малыш понимал: даже из неловкой ситуации можно легко выйти. Главное, не придавать ей большого значения, а просто извиниться и продолжить свои занятия.
«Он / Она делает это лучше»
Дети не только сравнивают особенности внешности, но и начинают ревниво относиться к тому, что друг/подруга умеет делать нечто лучше них. Подружка из детского сада знает свой адрес наизусть? Ваша дочка начинает переживать, что не может похвастаться тем же. Друга записали в секцию по хоккею? Ваш сын настаивает, что и ему надо научиться кататься на коньках, хотя прежде он не проявлял к этому спорту никакого интереса. Ощущение, что он в чем-то отстает от сверстников, заставляет ребенка стесняться и думать, что с ним что-то не так, раз он не может продемонстрировать аналогичные знания и умения.
Как реагировать. Дайте ребенку почувствовать, насколько приятнее заниматься тем, что ему действительно интересно, без оглядки на друзей. Скажите: «Совсем необязательно все с подругой делать вместе. Если она будет учиться кататься на коньках, а ты продолжишь заниматься любимыми танцами, вы сможете приглашать друг друга на выступления. «Важно укрепить уверенность ребенка в себе, собственных силах и желаниях, — говорит Эрик Фишер. — Напомните о его успехах в занятиях, которые ему по душе, и о том, как радостно ему бывает в те дни, когда он их посещает.
Поговорите о том, что у людей не могут во всем совпадать таланты и интересы и друг вашего малыша не сможет делать то, что так хорошо получается у него. Однако соревновательность дает также стимул к развитию ребенка. Например, если он раньше отказывался сам зашнуровывать ботинки, но неожиданно обнаружил, что друг справляется с этим легко, это отличный пример, побуждающий к большей самостоятельности. Предложите вместе потренироваться и зашнуровывать не хуже. Это поможет малышу почувствовать, что с неприятными эмоциями можно действенно справляться».
«Давай дружить»
Ваш малыш с радостью играет с соседской девочкой во дворе и даже приглашает в гости, но игнорирует ее, когда окружен друзьями-мальчиками в детском саду. В этом возрасте дети начинают более глубоко сознавать свою сексуальность и принадлежность к определенному полу. Им кажется, нормы поведения предписывают мальчикам играть с мальчиками, а девочкам с девочками. Детям вдруг становится неловко перед друзьями, если они демонстрируют излишне пристальный интерес к ребенку противоположного пола.
Как реагировать. «Ситуация, при которой малышу нравится играть с девочкой один на один, но он стесняется этого при других детях, может иметь двойное значение, — объясняет Марина Маркина. — Ему может казаться, что игры с подружкой не поощряются в мальчиковой субкультуре и он рискует стать объектом насмешек. Вместе с тем малыш может испытывать к девочке и чувство первой влюбленности.
В любом случае стоит развеять его опасения относительно дружбы с противоположным полом, рассказав ему о своих друзьях. Говорите об этом максимально спокойно и естественно — и ребенку передастся ваша уверенность в том, что общение с девочками не умаляет его, просыпающейся в этом возрасте мужественности». Если малыш испытывает к девочке более сложное, романтическое чувство, поговорите об этом отдельно. Однако проявляйте деликатность, не обрушивайте на него сразу с вопросами и начните разговор, только когда ребенок будет к этому расположен.
Больше полезных материалов о детском воспитании — в нашем канале на