Жадный? Нет, домовитый
Прошли те времена, когда ваш отпрыск легко отдавал принесенное из дома добро и мог вообще не заметить, что кто-то играет с его машиной или ведерком. Теперь ребенок начинает сердиться и расстраиваться, как только другой малыш осмеливается дотронуться до его игрушек, коляски или даже… мамы.
Что делать, если ребенок — жадина? Самое главное — не спешите обвинять малыша в жадности. Дело в том, что развитие самосознания человека проходит ряд этапов. Одним из первых становится отделение ребенком себя от окружающего мира. Изначально для малыша он сам и все предметы вокруг слиты: например, кроха считает, что мама и он — единое целое. Процесс отделения легко распознать по словам «я» и «мое», появляющимся в лексиконе малыша. Он начинает осознавать, что есть его желания, личные вещи, — понимать, конечно, на очень простом уровне, что такое собственность. Поскольку процесс осознания еще в самом начале, малыш может воспринимать предметы, например игрушки, как продолжение самого себя. Отдать свои вещи другим для ребенка означает потерять часть себя, своей еще хрупкой целостности. Отсюда и бурная эмоциональная реакция.
У детской «жадности» могут быть и другие мотивы: неуверенность в себе, ревность, стремление подражать взрослому. Например, мамы маленьких девочек часто сталкиваются с тем, что их помада, ключи, телефон перекочевывают из сумки в самые неожиданные места. Причем обычно малышка не готова возвращать сокровища, которые она уже считает своими, законной владелице. Скорее всего, придется не раз повторить дочке, что это предметы, необходимые вам, и приобрести для нее сумочку, в которой она сможет носить свои собственные вещи — бутылочку, книжку, куклу.
Обратная сторона медали
Двухлетние дети только начинают разбираться в нюансах понятия «собственность». Часто малыш не готов угостить яблоком, дать поиграть свою куклу, но при этом, если ему нравится чужая вещь, он просто берет ее себе. Ребенок совершенно искренне считает, что его желание обладать тем или иным предметом исполнится, если он просто возьмет его и прижмет к себе. Здесь можно дать лишь один совет: твердо объясните ребенку, что такое поведение неприемлемо. Всегда необходимо спрашивать у хозяина игрушки разрешения взять его вещь. При необходимости объяснение нужно повторить, но самое важное в овладении понятием «чужое» — тренировка.
Какие бы приемы и методы вы ни использовали, помните о воспитательной «сверхзадаче»: щедрость — это способность не только поделиться вещами, но и умение разделить с кем-то тепло, радость, а иногда случается, что и горе. Этому вам и нужно постараться научить малыша. Причем на личном примере тоже.
15 приемов воспитания щедрости
1. Не называйте ребенка «жадиной». Тем самым вы внушаете малышу, что он именно такой. Лучше внушать обратное: что щедрый, что хочет поделиться, в крайнем случае, что скоро обязательно захочет. Верьте в это сами.
2. Жадность — это плохо, как, впрочем, и неумение уважать свою и чужую собственность. Предлагайте делиться, но не заставляйте. Позвольте сыну или дочке самому принять решение. Право выбора должно остаться за ребенком, потому что игрушка — его вещь. Личная. Кроме того, щедрость из-под палки перестает быть щедростью, ведь это понятие подразумевает желание, потребность поделиться.
3. Один из самых действенных способов разрешить сложную ситуацию — научить меняться.
4. Сделайте акцент на том, как хорошо и, главное, выгодно быть щедрым (для любого, кто склонен к накопительству и скупости, это самый весомый аргумент). Например, объясните, а лучше сразу продемонстрируйте, как может быть весело играть вместе, обмениваясь игрушками. Причем, как бы вам ни хотелось посидеть на лавочке, понаблюдать за тихой детской игрой, сначала в игру придется включиться и вам. Во-первых, дети этого возраста играют не вместе, а «рядом», ваша же задача — организовать интересную, захватывающую совместную игру. Игра должна быть такой, чтобы малыши отвлеклись от дележа игрушек и выяснения отношений. Во-вторых, вполне возможно, что сначала передавать игрушки не прямо друг другу, а через взрослого детям будет проще.
5. Иногда, сталкиваясь с детскими конфликтами, чувствуя неловкость перед другими родителями за не поддающееся ни на какие уговоры чадо, родители решают обходить стороной детские площадки. На самом же деле нужно предоставить ребенку возможность как можно больше общаться с детьми. Только в этом случае он приобретет опыт совместной игры, в которой часто возникает необходимость делиться, меняться, договариваться.
6. Не стоит брать с собой на прогулку только что купленную игрушку. Малыш не может расстаться с новой для него вещью, но, наигравшись, он будет спокойнее реагировать на посягательства других детей. Кроме того, дома лучше оставить дорогие, легко ломающиеся игрушки, а также те, которые наиболее ценны, эмоционально окрашены для ребенка. По крайней мере необходимо предупредить его о том, что другие детки могут захотеть поиграть с драгоценной для малыша вещью. Например, можно сказать так: «Если ты не хочешь, чтобы твоего мишку брали другие дети, пусть он подождет тебя дома, а с собой возьмем вот этого бегемотика (самолетик, совочек и т. д.), ими ты будешь делиться и играть с другими ребятами».
7. Если все-таки у вашего крохи просят именно важный для него предмет, попробуйте вмешаться в спор и предложить товарищу малыша замену: «Возьми лучше это ведерко, оно больше, и куличик получится большим». Скорее всего, конфликт будет исчерпан, поскольку совсем маленьким детям важно поиграть с чем-то новым, а какое конкретно будет ведерко или машинка — не столь важно.
8. Некоторые родители, заранее предполагая, какие могут закипеть недетские страсти на детской площадке, берут из дома сразу несколько машин, кукол или лопаток, рассчитывая, что в этом случае делиться значительно легче. Этот ход может сработать, например, в сочетании с такой аргументацией: «Три игрушки сразу в руках не поместятся, давай дадим кому-нибудь поиграть». Но этот прием не всегда действует. Ведь ребенок может воспринимать и одну формочку, и все десять как «мое и только мое».
9. Нормы и правила бывают «знаемые» и выполняемые. И между этими видами иногда лежит пропасть. Как дружно дошкольники твердят, что нужно делиться, как грозно осуждают жадин из сказок и мультфильмов. Но в реальной жизни они далеко не всегда выполняют правила, которые знают назубок. Учите не только на словах, но и в конкретных ситуациях. Не обязательно ждать, когда возникнет подходящий случай, — можно создать модель. Например, дайте покататься на любимом велосипеде плюшевому медведю, затем папе, потом брату. Дом и близкие — это «знакомая территория», и начать осваивать правила щедрости ребенку проще именно с родными людьми.
10. Иногда ребенку кажется, что мамина вещь, которую он взял, поможет задержать маму при расставании. В этом случае обменяйте нужные предметы на ваш платок, браслет или ручку. Когда вы не вместе, у малыша будет частичка вас — он будет чувствовать себя спокойнее.
11. Заигравшись, кроха может не слышать обращенных к нему слов, поэтому проводить профилактические беседы лучше дома либо отведя ребенка в сторону от места событий.
12. Если ситуация зашла слишком далеко, заинтересованные стороны обливаются слезами и не согласны на компромиссы, можно просто изъять предмет раздора.
13. Даже совсем маленькому ребенку старайтесь объяснять мотивацию поступков других детей, иначе он может воспринять их действия как необоснованную и непонятную агрессию.
14. Напоминайте крохе, что перед уходом домой он обязательно заберет все свои вещи обратно — нам это кажется очевидным, но ребенок может не понимать разницу между «дать поиграть на время» и «отдать насовсем», подарить.
15. Ждите и не требуйте непосильного: за один-два похода в песочницу разобраться, где мое, а где чужое, когда нужно делиться, а когда защищаться, не под силу.
Больше полезных материалов о детском воспитании — в нашем канале на