Ирина, мама 10-летнего Тимура
«Мой сын — юный актер. Мне сложно сосчитать, сколько раз за последние 4 года он примерял «солдатский» образ. Зато я точно знаю: на этом делают неплохие деньги, особенно «в сезон».
Хочешь подешевле и попроще — в любом гипермаркете сейчас можно купить пилотку. Нужен полноценный костюм за небольшие деньги — это в магазин, специализирующийся на маскараде. Подороже и почти как настоящий, плюс вся атрибутика — это в «Военторг». Командирский бинокль, фляжка, плащ-палатка — любой каприз и любой размер за ваши деньги.
Я помню, как сын примерил солдатскую форму в первый раз. Честно говоря, это был лютый диссонанс детского круглощекого лица первоклашки и недетского наряда. Бабушка с дедушкой восхищались — какой наш малыш резко взрослый. В школе сказали, что наряд ему идет. И только муж честно сказал: форма на детях — это не самое приятное зрелище. Одно дело подростки, которые учатся в военном училище или кадетском корпусе, другое — образы Великой Отечественной. Чувствуете разницу?
За эти годы солдатский костюм для сына стал привычен. Он не чувствует к нему пиетета — надевает, потому что «так положено». Это сценический костюм. Но нарядиться солдатиком или медсестричкой, чтобы прогуляться на 9 мая и пофорсить перед настоящими ветеранами? Нет.
Да, военная форма — это, возможно, для кого-то дань уважения к защитникам Родины. Но другой вопрос, как приобщать к этому детей. Одно дело парадный китель деда, с орденами и медалями, его пилотка, его фуражка — часть настоящей истории — страны в целом и этой семьи в частности. Другое — новодел из масс-маркета, который ежегодно штампуют к праздникам.
Спросите хоть раз тех самых ветеранов, хотели бы они видеть своих внуков и правнуков в военной форме? Для них это трогательное зрелище или страшное? Почему-то кажется, что больше второе. А если вы хотите так показать «я помню, я горжусь», то при чем здесь младенцы, которых тоже обряжают в форму?
Чтобы продемонстрировать уважение к празднику, не нужны внешние символы. Они сегодня, к сожалению, скорее для лайков в соцсетях».
Евгений, папа 6-летнего Максима
«Во все времена все дети играли в войну. В нее играл я, играли мои друзья. С нами играли и девчонки — они нас «ждали с войны» и были санитарками. Очень легко тогда было показать мальчику свою симпатию — спасая «раненого».
Мой дед — фронтовик. В детстве я с восторгом рассматривал его форму. Ремень с бляхой внушал не только страх, что я этой бляхой получу, но и уважение. Знаете, сколько счастья было, когда он мне разрешал взять ее во двор? Это была такая зависть, такое уважение! Я выпрашивал разрешения взять его фуражку, я тоже чувствовал себя настоящим защитником — пусть маленьким, но уже храбрым и гордым.
Форма на ребенке — это возможность с самого детства приобщать его к истории нашей страны. Да, через игру, но по-другому он пока и не поймет. Кроме того, это воспитание патриотизма, уважения к ветеранам, благодарности за мир. Это память, в конце концов, а не майский карнавал, как его некоторые называют. Это возможность хоть как-то дать детям возможность почувствовать себя сопричастными к истории.
Мы ходили до пандемии в Бессмертном полку, это был 2019 год. Максу было 3 года и да, он был наряжен в форму и нес портрет своего прадедушки. Я уверен, что деду было бы отрадно видеть своего правнука в военной форме, потому что он бы сам ему рассказал о своих подвигах и Максим бы относился к этому с уважением. Сейчас ему о деде-герое рассказываю я.
Мне тут одна знакомая сказала: наряжая детей в форму, мы ассоциируем войну с праздником. Да что за бред? У нас действительно праздник, только не войны, а Победы!»
Психолог Елена Кузнецова считает, что детская военная форма — это романтизация и украшательство войны, а «воспитательный посыл», который получают дети, что война — это здорово, это праздник, потому что потом она оканчивается победой.
«Как человек, работающий с психикой, я очень хорошо понимаю, что чувство благодарности может переполнять, — писала Кузнецова. — Может прийти желание попраздновать в едином порыве. Радость единства — согласия на ценностном уровне — это великая человеческая радость. Нам по-человечески важно проживать что-то вместе… Хоть то радостная победа, хоть то скорбная память…. Но ни одна общность не стоит того, чтобы платить за нее через облаченных в одежду для смерти детей».
А как вы относитесь к военной форме на детях?
- 9.8%Мне нравится, всегда наряжаю ребенка на 9 мая.
- 57.4%Считаю, что это просто стало модным для фотографий в соцсетях.
- 6.6%Свой вариант (напишу в комментариях).
- 26.2%Это ужасно, война — это зло, а не праздник.