Тревожная статистика
Малыш на поводке в Китае — скорее норма, чем исключение. Популярными такие устройства стали из-за риска, что чадо украдут из-под носа родителей. Государственная программа «одна семья — один ребенок» заставила китайские семьи отказаться от рождения дочерей. Согласно традициям Поднебесной, только сын — надежда и опора семьи. Медикам даже запретили разглашать пол будущего ребенка на УЗИ. Но это не помогло: участились случаи насильственного умерщвления новорожденных девочек. Чтобы не рисковать, пары, желавшие именно сына, просто приобретали его на черном рынке.
Детьми торговали и на экспорт. Большим спросом «несчастные сиротки» пользовались у европейских усыновителей. Иностранцы, желающие законным путем усыновить китайского ребенка, должны были заплатить фиксированную сумму приюту — более пяти тысяч долларов. На черном рынке цена взлетала в пять раз, и только подстегивало похитителей.
Золотко, вернись!
В Китае ежегодно пропадает 200 тысяч детей, и только 1% из них возвращается домой, сообщило китайское государственное радио в 2013 году. Официальную статистику страна не ведет — тема до недавнего времени была табуирована. Десять лет назад в первые сутки пропажи ребенка вообще никто не искал, а полиция нередко отказывалась принимать заявление о похищении и трактовала дело как «пропажу». После многочисленных митингов, которые устраивали родители похищенных малышей, правительство изменило нормативы. Теперь розыск начинают в первые часы после обращения.
Родители пропавших детей объединились в организацию «Золотко, вернись домой». Сайт организации ежедневно посещают более 200 тыс. человек. Некоторым семьям удается воссоединиться через пять, десять и даже сорок лет. Но большинство так и не находит свое единственное дитя.
В 2018 была осуждена преступная группировка, занимавшаяся похищением и продажей мальчиков. Двое были приговорены к высшей мере, остальные отделалась тюремными сроками, а вот женщину из этой банды — «тетю Мэй» — так и не нашли.
В стране создали экстренную систему быстрого реагирования, включающую базу данных ДНК родителей и сирот, попавших по разным причинам в приюты. В группе риска в основном мальчики до четырех лет.
Снятие жестких ограничений на рождаемость в 2016 году и тотальное видеонаблюдение уменьшили количество похищений. Тем не менее в многомиллионных городах малыши рискуют просто потеряться в толпе, поэтому китайские родители привыкли использовать поводки безопасности в общественных местах.
Читайте также: От декрета до диеты: что невероятно удивляет россиян в воспитании детей за рубежом
Поводок с ошейником
Приобрести разнообразные удерживающие устройства можно не только на азиатских маркетплейсах, но и на российских сайтах. Сумма варьируется от двухсот рублей до четырех тысяч. Родителям предлагают не только вожжи для малыша, удерживающее устройство на запястье или пояс, но и наборы, состоящие из поводка, шлейки и ошейника.
В 2015 страну взбудоражило восьмисекундное видео прогулки в парке Екатеринбурга. Женщина вела маленькую девочку на поводке в ошейнике, а та передвигалась по-собачьи. Следственный комитет заинтересовался роликом и провел проверку. Странное поведение девочки оказалось лишь игрой с бабушкой. Но видеоролики подобного «выгула» детей стали появляться все чаще. Причем нередко поводки замечали и на детях школьного возраста. Проверки правоохранителей показывали, что такими устройствами порой пользуются родители детей с расстройствами аутистического спектра.
Свобода или безопасность?
Привязанных малышей все чаще видят в западных странах. Из Китая мода пришла в США, а оттуда и в Европу. В Норвегии и Финляндии общество ведет дискуссию, что превыше — безопасность ребенка или его свобода.
В 2012 году американское интернет-издание HuffPost вынесло на обсуждение тему удерживающих устройств. Психолог и автор книг по воспитанию детей Джудит Голберг написала: «Поводки предназначены для собак. Вы же не посадите своего ребенка в ящик или не позволите ему какать на тротуаре, верно?» Мнения американок разделились.
Что дальше: клетка, электрошок?
Практика показывает, что карабины и шлейки для детей завоевывают мир. Детей на привязи становится все больше, и среди них все чаще встречаются не малыши, а школьники. В России документальные свидетельства такого «выгула» вызывают негодование. В 2020 году поклонники раскритиковали певицу Ханну, гулявшую с годовалой дочерью на поводке. Комментаторы спрашивали, что будет дальше: клетка, электрошок, миска на полу?
Но появляются и поклонники поводков, которые утверждают, что это и удобно для мамы, и безопасно для малыша. Третьи вовсе вспоминают подобные устройства из советского детства и говорят, что не видят никаких проблем.