Личность напавшего установлена. Это Артем Казанцев, 1988 года рождения, выпускник этой школы. Он покончил с собой. Также уточняете, что он состоял на учёте в психоневрологическом диспансере. По данным Следственного комитета РФ, жертвами стали тринадцать человек, среди них пятеро детей, два охранника и двое учителей, есть раненые. Выжившие закрывались с учителями в классах. Дети писали родителям, что им очень страшно.
Если раньше стрельба в школе считалась приметой американской действительности, то теперь это стало кошмарным сном и для российских родителей. После каждой трагедии следует много проверок и рассуждений на тему того, как уберечь детей от преступников, среди которых часто фигурируют психически нездоровые люди. Они легко проносят оружие в детсады и школы и расправляются с теми, кто встретился им на пути. И движет ими только одно — ненависть… Это слово было написано на футболке преступника в ижевской школе.
Описывая трагедию пятимесячной давности в детском саду Ульяновска (тогда в результате нападения стрелка погибли воспитательница и двое детей), мы обращались к психиатру. Ее комментарий не потерял актуальности.
«События, связанные с массовой стрельбой, говорят о наличии серьезных психических заболеваний у стрелков. Как правило, задолго до поиска жертв, стрелок находился в остром психотическом состоянии и не отдавал отчета своим действиям, даже если окружающие не замечали проблемы.
Внезапные изменения типа личности и поведения, замкнутость, неспособность общаться в коллективе, работать — признаки психопатологии и инвалидизации по психическому заболеванию.
Многие хотят понять причину происходящего, но это болезнь и логического объяснения в подобных действиях нет. Наиболее часто люди в психотическом состоянии не способны управлять своими мыслями, чувствами и действиями, ими управляют болезненные переживания, «голоса» внутри головы императивного характера, — сопротивляться им невозможно. В остром психотическом состоянии пациенты недееспособны.
Когда человек находится в остром психотическом состоянии, его жертвами могут стать, кто угодно.
Причины, по которым в беду попали дети, самые банальные — школы, сады всегда находятся поблизости. Дети являются наиболее уязвимыми и беззащитными. Безусловно, имеют значения болезненные переживания и бредовая трактовка происходящего в рамках заболевания.
Необходимо обучать детей и работников учреждений алгоритму поведения в таких ситуациях, помимо охраны, видеонаблюдения и кнопки вызова в отведенном месте, у сотрудников должны быть портативные кнопочные устройства на случай внезапной опасности и возможность получить временное укрытие до получения помощи от правоохранительных органов и спасателей».