Об утреннем эфире
— Светлана, вы не раз говорили, что позитив, который вы излучаете, — это генетика. Дочери переняли от вас талант не унывать, несмотря ни на что?
— Да, мы с девчонками очень похожи характерами. Очень шумные, громкие, все делаем с размахом. Можем огорчаться с полной самоотдачей, потом с такой же страстью веселимся и радуемся. Это, видимо, особенность нашей психики.
— Что приводит вас в тонус ранним утром?
— Всю свою жизнь я работаю по утрам. И бодрит, и поднимает меня на работу именно выход в эфир, желание подарить людям хорошее настроение. У многих ведь день начинается именно с «Доброго утра»…
Конечно, из-за подъемов в пять утра накапливается усталость. Раньше я искала разные способы, чтобы быстро взбодриться: дыхательная гимнастика, всевозможные восточные практики. Сейчас перед выездом на работу обязательно делаю 10-минутную речевую зарядку, которая и дыхание восстанавливает, и настраивает на рабочий лад. По дороге на работу слушаю новости и придумываю какие-то интересные штучки, чтобы порадовать зрителей.
— Из чего обычно состоит ваш завтрак?
— По утрам я предпочитаю ничего не есть, обычно это чай, кофе и свежий воздух. Может, горячие тосты, легкий творог… С утра нужно быть голодным, как хищник, готовый к атаке. Ведь лев идет на охоту только голодным, когда он сыт — ложится и спит. То же самое и у меня.
О воспитании
— Вашей старшей дочери Александре — 13 лет, младшей Веронике — четыре года. У Саши переходный возраст уже чувствуется?
— 13 лет — это страшный возраст. (Улыбается.) Кажется, все, над чем мы работали все это время, куда-то исчезло. Саша ведет себя как классический подросток. Бунтует, то учится, то не учится, просит купить ей черные одежды с героями аниме…
— Какие у девочек таланты? Чем они любят заниматься?
— Вероника сейчас только в поиске того, что ей нравится. Поэтому пробуем все: ходим и на английский, и на гимнастику, и на танцы, и на рисование. Сейчас она просит записать ее в театральную студию. Моя задача как мамы — открыть перед ней все эти возможности или предложить то, что могло бы ей подойти. Дальше она сама определится, что ей ближе.
Саша изучает английский и китайский языки, занимается скалолазанием, современными танцами, слушает корейский поп и японский рок, хорошо рисует, ходит на компьютерную графику. Даже хотела связать свою жизнь с этой профессией. Конечно, со временем планы могут измениться. Когда я спрашиваю, чего она хочет, обычный ответ: «Хочу лежать на кровати, смотреть в планшет и никуда не ходить. И есть так, чтобы похудеть».
— Сестры дружат?
— Это очень смешная дружба: то дерутся, то обнимаются. Выглядит это забавно, учитывая, что одна высокая — почти метр семьдесят, носит сороковой размер обуви, а другая — очень маленькая, метр ростом… И когда они начинают драться, Саша терпит, потому что старшая. Бывает, зовет меня: «Мама, помоги, Вероника меня бьет». Смотрю, через пару минут уже конфеты вместе едят.
— Саша учится в инклюзивной школе. На ваш взгляд, какие преимущества это дает?
— Спасибо педагогам за то, что терпят шалости Саши и пытаются мотивировать ее на учебу. Я понимаю, что сейчас у нее такой период, когда она ничего не хочет. Но также понимаю, что это временно и скоро все уляжется. Мы с ней все время говорим о смысле жизни, о мире, о войне, о людях. Недавно вместе посмотрели фильм о планете Земля. На нее это произвело сильное впечатление. Одно дело — прочесть в учебнике, а другое дело — когда это показано яркой картинкой, в фильме.
— Как старшая дочь ладит со сверстниками? Есть ли у нее друзья?
— Особых друзей у Саши нет. Это особенность ее психики (у девочки диагностировано расстройство аутистического спектра. — Прим. Parents.ru.). С одной стороны, она не против общения, с другой — быстро устает от людей. Поэтому сейчас лучшие друзья для нее — мы с Вероникой.
— Вы общаетесь с другими родителями, даете им советы о воспитании детей с особенностями здоровья?
— Это очень деликатная тема. Лезть с советами в чужой огород я не люблю. Тем более что родители, у которых есть дети с проблемами здоровья и социализацией, очень болезненно переносят любые вмешательства в их жизнь. Каждый из нас лучше знает своего ребенка и понимает, что главное — подарить ему уверенность, что он ничем не хуже других, что эта жизнь открыта для него так же, как и для других детей. Поэтому я пытаюсь прививать детям терпимость к окружающим и умение отстоять свои интересы, понимание собственных границ.
О семейных праздниках
— Светлана, у вас дома часто бывают гости? Есть ли какие-то семейные праздники?
— Праздники мы любим — отмечаем Рождество, Новый год, Пасху, Рамадан, Навруз: семья у меня интернациональная, мусульманско-христианская, и дом всегда открыт для гостей. Недавно у Вероники был день рождения. Приходили аниматоры в костюмах троллей, устроили бумажную вечеринку и дискотеку для всех подружек со двора. Дети были в восторге! Жизнь — она ведь серая, скучная, ее нужно расцвечивать праздниками.
— На такие семейные тожества вы готовите сами или заказываете еду?
— На день рождения Вероники я просто заказала детям торт, наггетсы, картофель фри и пиццу. В общем, всю вредную еду, которую так любят дети. Думаю, многих мам и пап это шокирует, но мы частенько позволяем себе непозволительные вещи. Можем и после полуночи лечь спать, если чем-то интересным занимаемся.
В этом смысле я считаю, что важен осознанный отказ от всего вредного. К примеру, когда Вероника была маленькой, я позволяла ей чипсы и конфеты. Три-четыре раза попробовала — и отказалась от этой еды. То же самое и со сном. Если я буду жестко давить, это вызовет обратную реакцию. Нужно, чтобы дети понимали, что для них вредно, а что нет.
— Саша и Вероника намекают на подарки или это для них сюрприз?
— Я учу девочек говорить о своих желаниях. И если есть конкретные предпочтения, лучше прямо сказать. Вот мы с Вероникой, наверное, месяц фотографировали игрушки в разных магазинах и рассылали их родственникам и друзьям. И она была очень счастлива, когда на день рождения ей подарили все, о чем она так мечтала.
О настоящих мужчинах
— Часто ли в вашей жизни бывают сложные моменты? На кого вы можете опереться в этот период?
— В жизни все бывает. К счастью, у меня есть друзья, которые нам помогают и на которых можно положиться в трудную минуту. Но я предпочитаю не забивать им голову своими проблемами. Друзья — это все-таки не мусорное ведро для твоих переживаний, хотя их внимание и поддержка очень ценны.
— А как же сильное плечо рядом, эдакий идеальный мужчина?
— Идеальных людей в принципе нет. Маленькие девочки влюбляются в каких-то киношных героев и при этом не задумываются, что в реальной жизни рыцари не выносят мусор, не приносят зарплату и не нянчат детей… И вот тут наступает разочарование.
Для меня важно, чтобы мужчина был большим другом, который всегда рядом, ни на кого не променяет, поддержит в трудную минуту и порадуется за твои успехи. Хорошо, если мужчина адекватно относится к каким-то домашним обязанностям, разделяет твои взгляды и ценности. А еще человек должен спокойно принимать другого. Я могу громко радоваться и громко рыдать, бываю непоследовательной, но если человек меня любит, то он эти недостатки принимает. А если не готов принимать, и все время пытается переделать — не такая фигура, не такой характер, не такие мозги — значит, это не любовь.
О лете и любви к книгам
— Вы уже строите планы на летний отдых?
— У старшей дочери много дополнительных занятий, и я вижу, что она очень устала. Поэтому этим летом я отменила ей все нагрузки и сказала: «Вот тебе книги, компьютер, лето, море, лес и вообще окружающая жизнь — давай будем отдаваться ей». Она это заслужила.
А про поездки… Любим отдыхать в Турции, практически всю объездили. А сейчас хочется отравиться в путешествие по России. Хотелось бы увидеть и Санкт-Петербург, и Калининград, и озеро Байкал, и Алтай. Осталось только найти время и деньги.
— Когда бывает трудно, где черпаете силы?
— Наверное, в любви — к детям, к себе, к работе, к людям, к этой жизни. За черной полосой всегда придет белая, важно об этом помнить. И если сегодня тебе очень трудно, значит, нужно просто отойти в сторону, поплакать, погрустить от души, чтобы потом встать и стряхнуть все это. И пойти дальше жить свою жизнь. Она у нас одна, другой не будет, поэтому нужно выбирать, на что мы ее потратим — на слезы или на радость и счастье.