В рубрике «Задай вопрос эксперту» наша читательница Умсунай спрашивает:
«Сыну 4 года 9 месяца. Ребенок не выполняет задания в детском саду, не слушается воспитателей. Когда дети все вместе занимаются, сын сидит и отвлекается. Дома такая же ситуация. Так же и с музыкальными занятиями. Все танцуют, он опять стоит, ничего не делает. Разговаривала с ним — результата нет. Что делать?»
— В этом возрасте мы наблюдаем, что ребенок бессознательно испытывает соперничество с родителем своего пола. В этот период ребенок раздираем противоречиями: с одной стороны, родитель воспринимается как соперник, с другой — как ролевая модель, на которую хочется быть похожим. В негативной форме ребенок может испытывать ревность и враждебность.
Этот возраст — самое начало личностной самоидентификации. Возраст, когда ребенок настаивает на своем праве — занимать равное с родителем положение в семье, не слушаться маму, а стремиться проявить себя.
В этот момент он хочет быть как взрослый, брать ответственность на себя. В некоторых странах мальчикам в этом возрасте дают возможность брать на себя ответственность, дают задачи, те, которые он сам выполняет.
Отметим, что отец является образцом. В связи с этим нам нужно понимать образ отца, чем он занимается, какая у него самооценка. Роль отца в этот период особенно важна. И очень важно, как с ним общается мама: если мама использует сценарий и установки, что папы нет, он плохой, то мы увидим внутренние противоречия у ребенка: «Зачем выполнять что-то, если я буду плохим в любом случае?» Ребенок начинает жить с чувством вины.
В это время нужно стимулировать развитие мужского начала. Как учитель и эталон — папа, а мама должна быть своего рода стимулятором, должна поддерживать ребенка словами «ты молодец, я в тебя верю».
Ребенок может подсознательно понимать, что не может занимать главную позицию. У него зарождается страх наказания, что у него что-то не получится. Внутренний конфликт на лицо. Однако все касается взаимоотношений, какие он видит перед собой, и как к нему относятся.
В этом возрасте я рекомендую завести ребенку какое-то животное, чтобы он о нем заботился, брал за него ответственность. И еще очень важно в это время не подшучивать над отцом и самим ребенком — надо показывать гармоничную картинку.
Если ситуация затягивается, внутренний конфликт ребенка не разрешается, то следует обратиться к психологу. Психолог может стать наставником в семье. После 5,5 лет обычно все проходит, но важно чтобы этот этап для ребенка прошел гармонично.
— К сожалению, в вашем описании слишком мало подробностей, чтобы уверенно говорить об одной причине, но зато можно выделить несколько самых вероятных.
В первую очередь, такое поведение характерно для детей с синдром дефицита внимания.
Вторая причина — ребенка простое не увлекают предлагаемые виды занятий. Например, занятия музыкой могут ему просто не нравиться. В таком случае нужно предложить ребенку широкий спектр занятий на пробу. И когда он проявит интерес к чему-то, вы уже будете знать, чем его занимать.
Третья причина подобного поведения — промахи с воспитанием и привитием дисциплины. Занятия в детском саду носят непродолжительный характер. Их способен осилить без потери концентрации каждый здоровый ребенок. Однако если ребенок избалован, то он считает возможным пренебрегать авторитетом взрослого и не следовать распределению ролей по схеме «взрослый-ребенок». Если ребенок не признает понятие старшинства, а ставит себя на позицию «равный», то, следуя своей логике, он не обязан включаться в занятия и может просто ничего не делать и считать мух.
В любом случае, ребенок нуждается в структуре и границах, на которые может опираться и чувствовать себя спокойнее. Задача родителей помочь ему обрести эти опоры.