Моему сыну 4 года. Мы спим вместе. Не могу уговорить его ложиться отдельно. Ночью во сне часто контролирует меня — на месте ли я, не ушла ли. Если меня нет, зовет назад и пока не лягу и не обниму его, он не заснет. С чем это может быть связано? Не вредно ли это для его развития? Все-таки уже не такой он маленький… Можно ли безболезненно отучить от этой привычки?
Нина, г. Ярославль
В своем вопросе вы не сказали о том, как сами переживаете эту ситуацию. Насколько она вас устраивает? Удобно ли вам просыпаться ночью, приятно ли делить кровать с ребенком, комфортно ли быть несвободной вечерами, укладывая подросшего сына? Что думает об этом ваш муж, если ваша семья полная? Для начала вам самой было бы полезно разобраться, какие чувства у вас вызывает актуальное положение дел. Потому что, если вам на душе хорошо, то и менять что-либо вы вряд ли будете.
Не хватает информации о том, как ваш сын развивается, есть ли какие-то особенности в его поведении, которые вас уже сейчас беспокоят. Какой он? Тревожный или нет? Как он с вами расстается в садике, если он туда ходит? Как общается со сверстниками? Все эти детали помогли бы нарисовать более ясную картину о том, что сегодня беспокоит вашего сына, и каким образом это могло бы быть связано с затянувшимся совместным сном с вами.
С точки зрения теории, совместный сон мамы с ребенком после года откладывает его психологическое отделение, а значит, и вероятность эмоционального взросления. Ребенок не ощущает границ между собой и матерью, не испытывая необходимой для эмоционального созревания фрустрации в связи с маминой недоступностью.
Все это тормозит не только выход в самостоятельную психическую жизнь, но и мешает ребенку пользоваться своим творческим началом, совершив на психическом уровне переход от конкретного к абстрактному образу мышления.
Бесспорно, каждому ребенку с самого рождения жизненно необходимо иметь тесный контакт с мамой. Но если в первые месяцы своей жизни ему требуется, по большей части, физическое присутствие мамы (объятия, покачивания, поглаживания, кормление грудью), то постепенно малышу становится доступным другой вид связи — психический. Когда для успокоения становится достаточно маминого голоса, а потом и ее сформировавшегося поддерживающего образа в голове. Ребенок, не научившийся прибегать за утешением к внутренним объектам, может тяжело переживать временный уход мамы, поскольку в его восприятии она покидает его навсегда.
Нередко таким деткам тяжело расслабиться, отвлечься на что-то, занять себя, выполнять различного рода задачи. И дело не в их способностях или уровне сложности поставленных задач, а в колоссальном напряжении, в котором они находятся до момента маминого возвращения.
Для того чтобы ослабить значение телесной связи в отношениях мамы с ребенком, следует работать над эмоциональным контактом между ними. Как только он станет достаточно надежным, малыш сможет опираться на него, чтобы выдерживать мамино отсутствие.
Конечно, мгновенного перехода от конкретного к абстрактному не происходит. Это длительный процесс, который может вызывать целую палитру непростых чувств как у ребенка, так и у мамы (в том числе страх, сомнения, гнев, отчаяние и т.д.). Поэтому очень важно настроиться на него, поняв, для чего вы это делаете. Так, однажды договорившись с самой собой, вы сможете намного быстрее договориться с вашим сыном.
Больше полезных и интересных материалов о психологии детей — в нашем канале на