Моему сыну 6,5 лет, я даю ему карманные деньги. Он учится их копить, тратить, беречь. У нас есть знакомые, их дочке около 4-х. Никитка с Милой очень хорошо общается, иногда гуляем вместе. Недавно бабушка подарила ему игрушечную собаку, подружке Никиты она понравилась. И сын обещал купить ей эту лайку за тысячу рублей! Мама Милы сказала, чтобы мы ничего не покупали. Но мой муж говорит сыну, что если сын как мужчина что-то пообещал, то должен сделать. А я, честно говоря, не знаю, чью сторону выбрать.
Анна, г. Санкт-Петербург
Пожалуй, это повод для радости, что сын решил потратить карманные деньги на подарок для подруги, а не на кучу вредностей из уличного киоска. А если серьезно, то этот опыт хорош для вашего сына в двух аспектах: во-первых, он учится планировать и распоряжаться деньгами. Так он лучше будет понимать, как долго можно копить деньги и как быстро — потратить. Во-вторых, ваш муж прав, что это возможность для мальчика осознать, что значит слово, данное мужчиной. Очень ценно то, что папа встал на сторону сына и не отговаривает его от этой покупки. Так мальчик лучше прочувствует, что значит — давать слово и выполнять его. Помните пресловутое «мужик сказал, мужик сделал»? Ценное качество, которое пригодится ему в дальнейшем.
Ваша ситуация очень благоприятна для развития сына — вы можете на этом примере научить ребенка держать свое слово. Единственный нюанс, который вам нужно взять на себя, это поговорить с мамой Милы, донести до нее мысль, что вы учите сына не разбрасываться обещаниям и собственными деньгами. Он волен распоряжаться своими сбережениями как угодно (в разумных пределах, разумеется). И то, что он хочет подарить Миле подарок, вы только поддерживаете.
Дочка ходит на подготовку к школе, и на последнем занятии плохо себя вела. Педагог сказала, что девочка очень баловалась. Мы отругали ее дома. В итоге дочка больше не хочет ходить на уроки. Педагог сказала, что так делать не надо было. А как надо? Зачем она говорит, что дочка себя плохо ведет? Ведь не просто так. Вот мы и приняли меры.
Вера, г. Саратов
Педагог обязан информировать вас о том, как ребенок занимается, о его успехах и неудачах. А вы — доносить до дочери, как нужно правильно себя вести. Баловство на занятиях — это сложность, с которой нужно работать. Не мешало бы уточнить у учительницы, в чем баловство заключалось: девочка громко разговаривала, отвлекала других, кидалась карандашами и пр.? В чем именно выражалось ее плохое поведение? Из письма это непонятно. Поэтому даже проводить воспитательные беседы надо адресно, например: «Маша, ты весь урок толкала Петю. Зачем ты это делала?» Дочке придется думать, а в самом деле, зачем. Она может ответить: «Мне было скучно». Ваша возможная реплика: «На уроке слушают учителя, а не играют. То, что ты толкала Петю, мешало ему слушать учителя и отвлекало других детей. Петя пришел заниматься, а ты ему мешала. Если так пойдет дальше, мне придется забрать тебя с подготовки. Но сама я вряд ли смогу научить тебя тому, что надо знать для учебы в первом классе. И мы не попадем в эту хорошую школу рядом с домой…» В общем, надо придумать для ребенка какую-то мотивацию.
Разумеется, педагог рассказал вам о ситуации для того, чтобы вы лишний раз поговорили с девочкой, а вовсе не для того, чтобы вы ее ругали. Вот наказали вы ее, теперь она даже не хочет заниматься, потому что боится, что опять будет не так себя вести, а педагог расскажет вам и ее снова будут ругать. Вы разве этого добивались?
Лучше задуматься о том, как в целом организовано воспитании дочки дома, слишком строго, или наоборот, как вы сами себя ведете. Постарайтесь сделать жизнь дочки логичной и предсказуемой, тогда и ребенок станет спокойнее, и необходимость в угрозах и наказаниях отпадет.
Больше полезных и интересных материалов о детской психологии — в нашем канале на