Чтобы это событие не стало для вас и вашего школьника настоящим испытанием, мы попросили методиста по математике «Учи.Дома» Викторию Артеменкову дать несколько ценных советов. Как оказалось, задача родителей, прежде всего, объяснить принцип таблицы умножения, а затем с помощью математических игр отработать усвоенный материал. Рассказываем подробно, как это сделать.
Шаг 1. Объясняем, как работает
Для многих детей таблица из восьми столбцов с большим количеством цифр сама по себе выглядит пугающе, «как все это запомнить?». Важно донести ребенку, что на самом деле, все не так сложно, как может показаться на первый взгляд.
Рассказывая, как работает таблица умножения, чаще обращайтесь к примерам, демонстрируйте, как и где она используется. Например, малыш приглашает на свой день рождения пять друзей, для каждого нужно подготовить по два стакана (один для воды, один для газировки), сколько всего стаканов потребуется? Подобные аналогии позволяют развить образное мышление и легче усвоить материал.
Покажите школьнику и объясните таблицу Пифагора. Для многих ребят она выглядит гораздо более понятной и логичной нежели классическая таблица умножения формата «пример-решение». Можно предложить ему самому заполнить таблицу, ведь складывать цифры он уже умеет.
Раскройте ему лайфхак про умножение на 9. Выпишите на листе бумаги все примеры с 9 по порядку, то есть 9*1, 9*2, 9*3, 9*4 и т.д. После знака равно сверху вниз напишите цифры от 0 до 9, по одной цифре около каждого примера, а затем рядом напишите цифры от 9 до 0 в порядке убывания. А теперь посмотрите на результат, у вас получились правильные ответы на каждое из действий. Вот так вот просто и понятно, минус один «столбец» для заучивания.
Также полезно сразу объяснить ряд закономерностей, которые упростят процесс усвоения. Например, что при умножении на 1 цифра не меняется, при умножении на 2 просто складывается сама с собой, а при умножении на 10 к ней только добавляется 0. При умножении любого числа на 5 последняя цифра ответа будет 5 или 0 и так далее. Подобные подсказки опять-таки облегчат восприятие ребенка, помогут ему сократить количество примеров для запоминания.
Шаг 2. Помогаем выучить
Мы рекомендуем использовать метод «карточек». Каждый пример выпишите на отдельную небольшую карточку, заранее подготовленную из бумаги или картона. С одной стороны должно быть написано действие, например, 3*3, а с обратной стороны ответ — 9. Ребенок может сначала смотреть на действие и говорить решение, а затем в обратном порядке — смотреть на ответ и говорить, что на что умножали. С помощью карточек можно играть вместе с малышом, побеждает тот, кто даст больше правильных ответов или наберет больше баллов за одну минуту.
Важный принцип в данном случае — не требовать от ребенка сразу запомнить всю таблицу, учить ее нужно частями, по порядку, возвращаясь к уже заученным примерам и регулярно их повторяя.
Шаг 3. Отрабатываем навык
После того, как ребенок запомнил таблицу умножения, важно регулярно практиковать и нарабатывать навык, чтобы, что называется, от зубов отскакивало. Стоит делать это в игровой форме, чтобы ученику было интересно, и он не уставал после двух-трех решенных примеров.
Игра «Битва прямоугольников». Для этой игры вам понадобятся ручки разных цветов (можно взять фломастеры или карандаши), два игровых кубика и один лист бумаги в клетку. Эта игра предназначена для двух человек.
Первый игрок кидает кубики и рисует на листе бумаги квадрат или прямоугольник, стороны фигур должны быть равны числам, выпавшим на кубиках. Например, на кубиках выпали 4 и 7, значит рисуем прямоугольник одна сторона которого будет 4 сантиметра, а другая 7. Фигуры нужно начать располагать с крайнего верхнего или крайнего нижнего угла страницы. После того, как игрок нарисовал фигуру, он должен рассчитать ее площадь, в нашем случае 4×7=28. Далее кубики кидает второй игрок и начинает заполнять свое поле уже с противоположного угла.
Фигуры каждого игрока, получившиеся в результате всех следующих ходов, должны касаться друг друга хотя бы одной стороной. Если фигура не помещается в оставшееся свободное поле, то игрок пропускает ход. Выигрывает тот, чьи фигуры займут больше места на листе.
Игра «На пальцах». С помощью пальцев легко решать разные примеры, рассмотрим умножение на 7 и 8. Попросите ребенка вытянуть перед собой руки, ладошки должны быть развернуты к лицу. Объясните ему, что у пальцев есть свои номера, мизинцы — это 6, безымянные — 7, средние — 8, а указательные — 9, большие пальцы остаются без цифр.
Пробуем решить пример «6 на 8», соединяем палец номер 6 на левой руке с пальцем номер 8 на правой, смотрим на количество пальцев, что остаются ниже, включая те, что мы задействовали, в нашем случае их 4, эта цифра будет первой в ответе, запоминаем ее. Те пальцы, что остались выше выбранных мы должны перемножить друг с другом, то есть четыре пальца левой руки мы умножаем на два пальца правой и получаем 8, эта цифра будет второй в нашем решении, ответ готов: 6 на 8 равно 48.
Есть другая вариация данной игры с умножением на 9. Просим ребенка также вытянуть руки перед собой, но уже ладонями вниз. В этом случае у каждого пальца будет свой номер: мизинец на левой руке будет первым, на правой десятым, остальные по порядку. Попробуем решить пример: 5*9. Загибаем палец, который мысленно был пятым. Число пальцев до загнутого пальца показывает десятки в ответе, в нашем случае это 4 пальца = 40. Количество пальцев справа покажет единицы. В нашем случае это 5. Решаем пример: 40+5=45 и 5×9=45. Так можно тренироваться и загадывать друг другу разные примеры.
При заучивании таблицы умножения используйте в том числе современные инструменты, например, на YouTube есть много роликов для детей, которые в интересной и развлекательной форме рассказывают о том, как работает таблица умножения, есть мобильные и онлайн-игры, которые позволяют тренировать запоминание, настольные тематические игры. Если же возникают какие-то сложности или у вас недостаточно времени, чтобы заниматься с ребенком самостоятельно, не бойтесь обращаться к репетитору.
Помогая ребенку выучить таблицу умножения, обязательно запаситесь терпением, помните, что вы тоже запомнили ее не сразу. Не ругайте школьника за ошибки, терпеливо исправляйте, если это необходимо, а также принимайте активное участие в процессе обучения: слушайте его ответы, вместе играйте в игры, тогда таблица умножения станет не ночным кошмаром, а еще одной интересной ступенью в школьном образовательном процессе.