У большинства малышей в раннем детстве есть свои страхи. Наши дети только начинают выходить за пределы своего домашнего окружения, внешний мир таит для них много неизвестного. Ребенок не уверен в том, что можно ожидать от этого мира. Он чувствует себя маленьким и беспомощным. Его, пусть и небольшой, опыт подсказывает, что может произойти что-нибудь плохое, а когда дело касается личной безопасности, становится уже неважным, насколько эти опасения реалистичны. К 3 годам у малышей начинает активно развиваться воображение, а вместе с ним умножается и количество различных страхов. Какие же детские страхи могут возникнуть в театре?
Толпа чужих и незнакомых людей, страх разлуки
Часто билетеры просят вас посадить ребенка в первые ряды, а самим сесть дальше. До четырех лет лучше смотреть спектакль вместе, усадив ребенка на колени. Впервые оказавшись при большом скоплении народа, он может ощутить себя слишком слабым и незначительным, а бурное воображение только усилит этот страх. Кроха может представить себе, например, что он навсегда потеряется в этом многолюдье. К тому же в возрасте 1−3 лет дети не мыслят себя в разлуке с мамой и очень быстро теряют чувство защищенности.
Понять и помочь
Когда вы боретесь с детским страхом, не применяйте принцип «утони или выплыви». Принуждать малыша кидаться своему страху навстречу редко бывает продуктивным; более того, запирать ребенка, боящегося темноты, одного в темной комнате – это самый легкий способ не решить проблему, а превратить страх в настоящую фобию, а фобию – в тяжелый невроз. Лучше действуйте в направлении постепенного снижения страха, в котором медленное привыкание сочетается с поддержкой и пониманием родителей.
Что делать?
Если ваш ребенок боится чужих людей, не позволяйте незнакомым людям обнимать его, и, если ребенок желает оказаться у вас на руках, пока вокруг чужие люди, поднимите его и держите до тех пор, пока он сам не захочет спуститься. Если с вашими детьми бывают подобные приступы страха и паники при виде чужих людей, старайтесь щадить их психику и по возможности избегайте скопления народа, однако совсем изолировать ребенка от общения с незнакомыми людьми не стоит. Приглашайте к себе в гости друзей, у которых есть дети, сами ходите в гости со своим малышом. Для развития навыков общения можно использовать обычную песочницу или посещение групповых развивающих занятий. Поможет игра в прятки или в сказку, где мама – козочка − оставляет своего козленка дома одного, а сама уходит за молоком на рынок.
Громкие звуки, шум, теснота
Кукольные спектакли часто идут в темноте и полны непонятных звуков. Вспышка молнии, выстрел охотника, стук дровосека, хлопок лопнувшего шарика – все это может испугать ребенка. Детей 4−5 лет и старше все эти спецэффекты приводят в восторг, но те, кто чуть младше, могут принять неожиданные звуки за угрозу, а радостные крики своих соседей − за настоящую агрессию. Им нужно время, чтобы привыкнуть к обстановке.
Что делать?
Обнимите малыша. Объясните, что звуки не причинят ему вреда. Посоветуйте ребенку закрыть ушки, если он этого хочет, сделайте это сами в знак солидарности, представляя это как некую веселую игру. Но если ваш малыш испугался слишком сильно, лучше сразу же покинуть представление. Возможно, он пока еще не дорос до таких зрелищ, попробуйте через полгода. Ни в коем случае не проявляйте удивления, не унижайте ребенка, рассказывая, например, папе: «Ты представляешь, он испугался! В его-то возрасте!» Чем больше мы будем подчеркивать трусость ребенка, тем сложнее ему будет освободиться от этого ярлыка.
Никогда не высмеивайте страхи ребенка и не обсуждайте их в его присутствии с другими людьми, даже близкими: вы только усугубите ситуацию.
Боязнь чудовищ, клоунов, масок и теней
Всегда помните: ребенок боится каждого нового для него лица! Куклы в театре, особенно с непропорциональными частями тела (большой головой и длинными руками), или люди с огромными, подведенными черным гримом глазами пугают малыша. Особо это касается «злых зверей»: крокодилов, волков с огромными зубами – для малыша это символ агрессии. Что уж там говорить, если даже новые предметы у знакомых малышу людей, такие как клоунский парик или нос, очки или маска, могут вызвать у ребенка чувство страха.
Что делать?
Возьмите ребенка на руки, объясните ему, что это просто игра. Дома поговорите с малышом о том, что напугало его больше всего. Все время повторяйте фразы, которые помогут сформировать позитивное отношение к увиденному: «Кукол двигает человек», «Марионетки – это просто куклы, в которые можно играть». Можно купить ребенку одну-две куклы-марионетки, вместе посмотреть, как они устроены, и показать ему, как из волшебного персонажа они превращаются в обычный предмет. Если вы встретитесь с гуляющим по торговому ряду сказочным персонажем, не настаивайте на фото в обнимку с ним. Лучше подбодрите ребенка, чтобы он помахал ему с безопасного расстояния. Никогда не запугивайте детей серым волком или бабушкой Ягой: для маленьких детей это вполне реальные персонажи. Если вы устраиваете в доме костюмированное представление, обязательно покажите малышу в конце, что под маской скрывается папа. Поиграйте в театр теней, научите его делать с помощью рук собачку или зайчика, покажите, как с помощью движения рук можно оживлять тени на стене, научите весело озвучивать персонаж. Следите за тем, что смотрит по телевизору ваш ребенок: маленькие дети очень впечатлительны, и страшные зрительные образы на долгие годы могут засесть в детской голове.
Он боится того, что в нем происходит
Чудовища также пробуждают в ребенке его собственные конфликты с собой. Возраст 2−3 года – это начало входа в фазу эдипова комплекса, возникновения желания полного обладания мамой (если речь идет о мальчике) или папой (что касается девочки) и ревности к родителю своего пола. В этот период малыш, желающий всецело обладать родителем противоположного пола, чувствует некую отверженность. Если это сын, то он понимает, что мама предпочитает ему папу, она уже несвободна и сделала выбор не в его пользу. Присутствуя на спектакле, ассоциируя себя с отрицательным героем (волком), ребенок также отмечает, что все белочки, зайчики, ежики объединились против кровожадного зверя, а значит, он тоже чувствует себя отверженным. В конце спектакля добро всегда торжествует над злом, и, когда малыш видит, как волка (с которым он себя ассоциирует) наказывают и прогоняют (а ведь малыш тоже боится наказания), страхи ребенка еще больше усугубляются.
Анатомия страха
Если ваш малыш находится под воздействием каких-либо страхов, признайте их существование. Они так же реальны, как и страхи взрослых, ведь мы тоже чего-то боимся, например остаться без денег, потерять в толпе ребенка, летать на самолетах. Не показывайте детям своих страхов, помните, что они заражают ваших детей. Поэтому не забывайте, что ваши тревоги, постоянные предостережения и негативные прогнозы («Упадешь! Порежешься! Потеряешься!») только формируют новые опасения у ваших чад.
Что делать?
Не пытайтесь «проскочить» через этапы развития. Чаще используйте в разговоре с ребенком такие слова, как «мой муж», «моя жена», чтобы он ясно понимал, что его мама не только «его мама», но и «жена его папы». Такие акценты помогут ему быстрее справиться с пробудившимися внутренними чувствами. Ваши ласка и добродушие придадут уверенности малышу в том, что он по-прежнему любим и никто на него не сердится. Его чувства понимаются родителями. Если ребенок предпочитает принимать заботу только от мамы и проводить время только с ней, папа должен постараться не воспринимать поведение сына как личное оскорбление. Это только усугубит чувство вины его сына. Помните: все, что происходит в ваших отношениях с ребенком, никак не связано с уровнем вашей заботы или с вашими родительскими способностями. Это будет не всегда. А мама не должна поощрять в крохе такое поведение, как бы оно ни льстило ее самолюбию. Не исключайте своего мужа из процесса заботы о ребенке.
Устройте малышу домашний театр
В родных стенах дети чувствуют себя комфортно, и им не так страшны отрицательные герои, которые всегда участвуют в сказочных постановках. У наших маленьких зрителей безусловное восприятие, и в момент действия они воспринимают любую куклу как живую, поэтому лучше, если волк или Змей Горыныч не будут слишком страшными, чтобы не напугать малыша. Выберите время, настройтесь на творческую волну и подключайте малыша к процессу. В доме, где есть маленький ребенок, всегда много игрушек, и каждая может стать персонажем сказки. Вы держите в руках игрушку, и малыш мгновенно перестает вас видеть, он общается с ней. Кукла поможет вам узнать о душевном состоянии малыша, понять, о чем он думает, что его тревожит, с помощью домашних представлений малыш познакомится с математикой и узнает много интересного об окружающем мире.
Домашний театр – прекрасная возможность помочь малышу побороть страх и заодно познакомить его с моделями поведения людей.
Знакомьте малыша с разными моделями поведения людей, с разной реакцией на те или иные поступки. Кукла может поучать в ненавязчивой форме, рассказывать, как плохо драться или жадничать. Веселый скоморох поможет застенчивому малышу обрести уверенность. А Баба-яга, представленная ребенку как смешная и рассеянная, избавит от ночных страхов. Малыш, имеющий нарушения речи, улучшит свои речевые навыки, заучивая роли, стихи и песенки, проговаривая их и напевая. Ваш кроха перевоплощается в свою роль и абстрагируется от своих тревог, комплексов, проблем и недостатков, и тут происходит настоящее чудо. Не берите все роли на себя, побуждайте малыша импровизировать на ходу, придумывать новых героев и новые постановки − пусть развивает воображение. Начинайте с малого, чтобы ребенок понял, что от него требуется. В отличие от настоящего театра домашнее представление всегда можно прервать или перенести, если малыш устал или закапризничал.