Людям, которые близко не общаются с новорожденными, обычно кажется, что их плач всегда один и тот же. Однако родители и ученые выделяют три разных вида плача малыша и прекрасно отличают один от другого.
Помню, на практических занятиях в медицинском университете мы стояли в коридоре детской больницы: все двери в палаты закрыты, а преподаватель Софья Фрадкова спрашивала нас, когда из-за двери раздавался плач ребенка: «Почему он кричит?» Изумительный клиницист, она учила нас по оттенкам детского крика определять, голоден ли ребенок или у него болят живот или уши...
Первичный плач начинается тихо и постепенно усиливается. Случается он тогда, когда кроха голоден или утомлен. Рассерженный – более громкая и настойчивая версия первичного крика. Плач от боли начинается внезапно и резко, продолжается довольно долго и затем сменяется длинной паузой и сбивчивым дыханием.
Сигнал тревоги
Плач — это единственная возможность новорожденного сообщить маме о том, что ему плохо. Здоровый ухоженный младенец не будет плакать, если устранены все вероятные причины его дискомфорта: желание есть, сосать, пить, спать. Кроха подаст маме сигнал плачем, когда будет испытывать физические неудобства (например, ему будет холодно, или слишком жарко, или у него скопятся газы в кишечнике, промокнут пеленки…). Дискомфорт может быть и психологическим: он чаще всего проявляется в необходимости контакта с мамой, в том числе тактильного (контакт «кенгуру» — кожа к коже).
Плач — это призыв малыша к помощи, фактически первая возможность новорожденного заявить о своих проблемах, установить контакт с окружающими взрослыми, сделать так, чтобы на него обратили внимание.
У детей раннего возраста, особенно на первом году жизни, в нервной системе процессы возбуждения преобладают над тормозными. Это естественно, ведь для привлечения внимания окружающих к себе у младенцев имеется считаное количество инструментов: плач, крик и повышенная возбудимость. Такая зависимость от взрослых, которая сохраняется не только на первом году жизни, но и в течение нескольких последующих лет, среди всего класса млекопитающих есть только у человека. С возрастом в нервной системе постепенно формируется физиологическое равновесие процессов возбуждения и торможения, и поведение ребенка обретает положительные социальные свойства.
И если ребенок растет в благоприятных условиях любящей семьи, плач, безусловно, не останется без внимания, а это, в свою очередь, будет формировать у крохи благоприятное впечатление о мире, который он только-только начинает осваивать.
Плач играет также защитную роль в системе психической саморегуляции. Он является предшественником рывка в стадию большей независимости и способом ограничения «я» от чужеродного, неприемлемого, а порой и агрессивного влияния извне.
Если ребенок плачет часто, на это стоит обратить особое внимание и проконсультироваться с педиатром. Важно не пропустить заболевание: повышенное внутричерепное давление, начало инфекционного процесса и другие состояния, требующие лечения.
Вечные слезы
Есть дети, которые спокойно проходят период доминирования возбуждения над торможением без каких-либо серьезных отклонений от нормы. И есть другие дети. Причиной постоянной плаксивости могут быть несколько факторов.
- Генетическая предрасположенность. Зачастую если спросить бабушек и дедушек, то они припомнят, что их собственное чадо имело такие же особенности поведения в раннем детстве.
- Микросоциальная среда ребенка – его семья. Когда родители и родственники, окружающие малыша, потакают всем его капризам (гиперопека), воспитывают в нем вседозволенность, поступают взаимно противоположно в присутствии крохи (одни наказывают, другие жалеют), то вполне возможно, что хрупкая детская психика даст на это ответ в виде нервозности.
- Соматические (внутренние) заболевания, которые могут привести к повышенной возбудимости ребенка. Иногда это является следствием таких не связанных с нервной системой заболеваний, как, например, экссудативный диатез, экзема, рахит, желудочно-кишечные расстройства (особенно в первые два года жизни). В таком случае лечение основного заболевания быстро нормализует поведенческие нарушения.
Что делать?
Для крох грудного возраста существует масса способов успокоить слишком сильно возбудившегося младенца, при условии, конечно, если его поведение не связано с настоящим заболеванием, требующим лечения с участием врача. Это, например, музыкотерапия с использованием классической музыки и колыбельных песен. Предпочтение лучше отдать живому пению, которое будет создавать для малыша мягкий сенсорный поток в виде приятных успокаивающих звуков.
Можно также применить пальцевой тренинг — тактильную стимуляцию в виде поглаживания ладошки: при этом не забывайте разговаривать с крохой.
Подушка, наполненная шишками хмеля, седативные травы с запахом хвои, пустырника, аниса могут дополнительно успокоить малыша. Сейчас применяют специальные кроватки с мягким вибромассажным эффектом специально для грудничков и особенно тех, кто родился раньше срока. А в Австралии, например, беспокойных малышей рекомендуют выхаживать на шкурке ягненка.
Мы к вам, доктор
На первом году жизни, даже если у вас нет жалоб на поведение малыша, его сон и беспричинные раздражительность и плач, обязательно покажите малыша неврологу в 1, 3, 6, 9 и 12 месяцев. Именно в это время ребенок осваивает навыки в психоэмоциональной и двигательной сферах. Если есть тревожные симптомы, то невролог уточнит, с какими специалистами еще следует проконсультироваться, и разработает программу коррекции. Зачастую речь идет даже не о лекарственной терапии, а об изменении микроклимата в семье: воспитательных мер и моральной обстановки. Ведь дети, особенно маленькие, очень чутко реагируют на «погоду» в доме. Излишне возбудимым детям очень полезны водные процедуры (по утрам душ, вечером — холодные ножные ванны, а также ванны с хвоей или пустырником). Не стоит забывать и про прогулки перед сном.
Детям, особенно очень маленьким, не стоит находиться рядом с включенным телевизором, это не лучшее воздействие на их психику. А вот дружеский контакт с окружающими людьми для малышей невероятно важен.