Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Трагедия в Казани: почему школы не в состоянии защитить наших детей

Утром 11 мая 19-летний Ильназ Галявиев, вооруженный дробовиком, устроил настоящую бойню в одной из казанских гимназий. Наш автор рассуждает о том, почему дети так беззащитны в школах, и что с этим делать.

11 мая 2021
трагедия в Казани: погибли школьники
Источник:
Getty Images

Час назад я забирала сына-третьеклассника из школы. Его не было дома четыре часа. Каких-то четыре часа, за которые в Казани 19-летний выродок успел взять ружье, прийти с ним в обычную среднюю школу и хладнокровно расстрелять педагогов, сотрудников школы, детей. Двое взрослых и семеро учеников погибли на месте.

Я не знаю, как дальше жить родителям погибших восьмиклассников, которые самым обычным утром, в мирное время просто отправили подростков в школу. «Уроки все сделал? Поторопись, опоздаешь. Пока, хорошего дня». А через несколько часов уже шли на опознание их тел. Каково сейчас мамам и папам, чьи дети борются за жизнь: 19 школьников в возрасте от 7 до 14 лет в больнице, состояние многих тяжелое, а одного мальчика — крайне тяжелое.

Но я видела глаза родителей, которые пришли забрать своих детей из школы, расположенной в тысяче километров от Казани. В этих глазах — страх. Каждый из нас на долю секунды представил, что это произошло здесь и сейчас, с его ребенком. Что утром он еще был — вот, живой, сидел за столом, пил чай, ел яичницу, бурчал, что не выспался. Может быть даже притворялся, что болит живот, чтобы пропустить уроки. А ты еще на него прикрикнул, мол, симулянт нашелся. И все, его больше нет, потому что какому-то 19-летнему психопату вздумалось возомнить себя Богом и прогуляться с дробовиком до своей бывшей школы.

Это настолько страшная картина, что вообразив ее, только силой воли заставляешь себя не помчаться бегом к школе прямо сейчас, не потребовать, чтобы ребенка отпустили с уроков и не запереть его дома на десять замков.

трагедия в Казани: погибли школьники
Источник:
Getty Images

Вот она, металлическая дверь школы. Да, закрыта. Но нажми кнопку, и тебя впустят без вопросов. Казанский стрелок ее просто взорвал.

 Один охранник — пусть даже не бабушка, как во многих школах нашей страны, пусть мужчина средних лет. Но эффект внезапности никто не отменял. Пустить пулю в ничем не защищенного, безоружного человека (и хорошо, если он успеет нажать тревожную кнопку), перепрыгнуть через турникет, и ты уже в школе и можешь творить, что угодно.

При этом охрана и металлодетекторы — это только главный вход. А всего их в каждой школе не меньше четырех. С учетом пандемии и ограничений по утрам задействованы они все. И единственная преграда на пути возможного преступника там — дежурный педагог с бесконтактным термометром в руках.

Просто напомню: школа несет ответственность за жизнь и здоровье ученика, который находится на ее территории. Кто-то из школьного руководства даже будет наказан за то, что произошло. Но детей это не вернет. Как и не убережет любую другую школу Казани, Краснодара, Москвы, Санкт-Петербурга или какого-то другого города от адептов «Колумбайна». А они, как правило, психически нездоровые люди.

Сейчас каждый регион уже отчитался: безопасность внепланово проверена, меры усилены. Еще, наверное, и тихонько перекрестились: спасибо, что не у нас. Дежавю…

2018 год. 18-летний студент Керченского политехнического колледжа Владислав Росляков расстреливает более 20 человек — учеников и сотрудников колледжа.

Тоже 2018-й. Пермь. Двое подростков устроили резню в одном из четвертых классов школы №127. Пострадали 12 человек.

2014 год. Москва, школа № 263. Десятиклассник Сергей Гордеев, вооруженный карабином и винтовкой, застрелил учителя географии и захватил в заложники своих одноклассников. А потом убил сотрудника вневедомственной охраны и тяжело ранил патрульного.

Каждый этот инцидент сопровождался «внеплановыми проверками и усилением мер». Месяц, два, три все были бдительны. А потом все стихало — до следующего ЧП.

Дмитрий Курдесов

Лидер общественного движения «За безопасность»

«Не думаю, что болезнь (в ее наличии не сомневаюсь) появилась у подонка неделю назад или месяц. Родители, знакомые и учителя рассказывают, что парень был тихим, не выделялся. Однако пошел и получил лицензию на охотничье оружие, тщательно продумал нападение на школу.

Я не раз говорил, что необходимо срочно приостановить выдачу всех лицензий на приобретение огнестрельного оружия, необходимо провести ревизию всего оружия, находящегося на руках у граждан, запретить продажу оружия до 21 года и без характеристики из профессиональных организаций охоты».

Что скажут психологи?

В интервью «Доктору Питеру» доктор психологических наук, профессор Александр Клочков пояснил: основной мотив у молодого человека, на его взгляд — месть.

«Этот мальчик расстрелял свою бывшую школу, а не колледж, где учился, — уверен психолог Александр Клочков. — Почему? Да проблемы у него возникли, скорее всего, именно там, в школе, во время учебы. Возможно, из-за оценок, взаимоотношений, чего угодно. Он не шел конкретно к своим учителям. Ему все равно было, это был акт мести к самой системе образования — в моем понимании, а не к ученикам и не учителям».

Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения