В анимационном фильме «Головоломка-2» нам показали подросшую главную героиню Райли. Девочке исполнилось 13 лет, у нее начался пубертатный период. И зрителей, наконец, познакомили с новыми эмоциями: Тревожность, Хандра, Стыд и Зависть. Первая сразу же взяла все под свой контроль и натворила бед.
Мультфильм «Головоломка 2» затронул тему подростковой тревожности, однако важно помнить, что это лишь художественный вымысел. В реальности чувство тревоги формируется гораздо раньше.
Мы решили выяснить у психологов, когда на самом деле у детей возникает тревожность, и с чем это связано.
Тревожность может проявиться уже после года
В фильме «Головоломка 2» тревожность проявилась у героини в переходном возрасте, но в реальности она может появиться у дошкольников. По законам психического развития, тревожность может возникнуть уже после первого года жизни при неблагоприятном проживании периода от рождения до года. Это напрямую связано с недополучением эмоционального общения со взрослым, что считается ведущей деятельностью в этом возрасте.
Ведущая деятельность по Эриксону — та, которая на конкретном возрастном этапе определяет развитие ребенка. От рождения до года ребенок проходит орально-сенсорную стадию (или младенчество), и в этот период у него формируется эмоциональное самоощущение.
По этой классификации, от нуля до года важно, чтобы взрослые эмоционально общались с ребенком, чтобы он получил много эмоций, чтобы ему улыбались, разговаривали с ним, читали книги, пели песни, демонстрировали заботу, радость, удивление. Не стоит думать, что если ребенок маленький, то он ничего не понимает, и с ним можно не общаться, лишь выполняя обязанности по кормлению и обслуживанию.
Ребенок воспринимает такое вовлеченное общение как защиту. Это дает ему чувство безопасности, как предпосылку доверять миру. Доверие миру — это базовая потребность по Эриксону, которая должна быть сформирована к году. Если этого не происходит — получается наоборот: ребенок обретает тревожность и неумение чувствовать себя в безопасности. Это приводит к тревожному типу привязанности и влияет на поведение ребенка. Он становится слишком привязан к определенному взрослому, боится отпускать его. Когда, например, мама оставляет ребенка одного ненадолго, он чувствует себя брошенным, оставленным.
На уровень тревожности также влияет наличие или отсутствие травмирующей среды. В неблагополучных семьях, где родители страдают от зависимости, не уделяют ребенку достаточно внимания или где присутствует насилие, уровень тревожности у ребенка будет всегда выше. Также тревожность определяется типом нервной системы. Нервная система может быть более восприимчивой и чувствительной к внешним факторам, что провоцирует тревогу, или же стабильной и устойчивой.
Дошкольники считывают тревожность родителей
Далее ребенок растет и копирует то, что видит в своем социальной среде. Окружение отвечает за социально-благополучное состояние ребенка и снижение его тревожности, но иногда случается наоборот. Ребенок считывает то, что делают его родители и другие близкие люди. Если мать или отец ребенка не уверены в себе, их ребенок это чувствует. Родители — значимые фигуры в жизни ребенка. Если они поступают уверенно, показывают твердую решимость и берут на себя ответственность за свои решения, ребенок чувствует себя под защитой.
Очень важно, когда мама берет своего ребенка за руку и ведет за собой, передает ему свое тепло, материнскую любовь, уверенность в том, что будет все хорошо. Так мать невербально говорит ребенку: я научу тебя всему, я проведу тебя в этот мир, который дружелюбен к тебе. Ребенок через руку матери воспринимает все эти чувства как должные.
Если же мама постоянно тревожится, беспокоится, не умеет управлять своими эмоциями, не умеет брать ответственность за жизнь своего ребенка, он ощущает это беспокойство и принимает его на себя. Ребенок может бояться оторваться от матери и это принимает паталогические формы. Хоть это и нормально для детей — быть привязанным к матери, но все должно быть в меру. Если пятилетний ребенок боится на минуту расстаться с мамой, хватаясь за ее руку, это может говорить о том, что он считает окружающий мир враждебно настроенным по отношению к нему. Родители могли никогда не говорить ребенку об этом, но давать такие посылы невербально.
Отдельно стоит отметить фактор неуверенности в своих навыках. Если ребенок недостаточно уверен в своем теле, он может быть неловким и небыстрым. Если ребенок не уверен, что у него получится завязать шнурок или рассказать стихотворение на утреннике, психика будет рисовать картины неудач, что увеличивает тревогу. Поэтому важно не только работать с психологической стороны, помогая ребенку преодолевать тревогу, но и тренировать его тело и развивать навыки.
Какие симптомы должны насторожить
Тревога как эмоция и даже тревожный тип нервной системы — это норма. Важно, чтобы тревога не мешала социализации ребенка. Если ребенок спокойно выступает на утренниках, отвечает у доски, заводит друзей и посещает врача без страха, уровень его тревоги в норме.
Проявления тревоги, которые должны насторожить родителей, включают: плохой сон и аппетит, селективный мутизм (когда ребенок не разговаривает с малознакомыми взрослыми или детьми), отказ от нового опыта (еды, кружков, поездок).
Как мы можем «вырастить» в ребенке тревожность
Тревожность в детях, безусловно, формируется родителями. Какие ошибки родители совершают, взращивая в детях это чувство:
Относятся без уважения. В разговорах таких родителей просматриваются ноты пренебрежения и обесценивания: «Да справится сам, что он, маленький что ли?»
Ребенка часто обманывают, не выполняя обещания. Так он начинает думать, что доверять окружающим нельзя, а обещания — пустой звук. Если вы не собираетесь выполнять что-то, то постарайтесь не обещать.
Проявляют признаки тревожности, паникуют, не справляясь с ситуацией. Так ребенок не видит в родителе сильную фигуру, способную защитить его. Да, бояться и проявлять слабость даже для взрослого — это нормально. Но нужно правильно транслировать это ребенку. Можете сказать, что вам страшно или тяжело, но вы обязательно найдете решение.
Не посвящают в происходящее вокруг. Когда ребенок понимает, что что-то вокруг него происходит, но ему ничего не говорят. Любая тревожность — итог дефицита информации. Даже взрослый человек тревожится, когда не обладает полноценной информацией. Объясните ребенку доступным для него языком, что происходит, и ему станет легче.
Что делать, если вы заметили тревожность в ребенке?
Нужно совсем немного: внимательность, доброжелательность, помощь, поддержка, умение разъяснить, что хорошо, а что плохо — все это формирует в ребенке открытость к миру.
Не отказывайте ребенку в общении и демонстрируйте эмоциональную вовлеченность.
Не перекладывайте на ребенка ответственность за свои собственные иллюзии и амбиции — все это приводит к тревожности и неврозу.
Не забывайте, что ребенок только учится жить, и натыкаясь на обман от самых близких людей, он учится не доверять никому. Из-за этого тревожность возрастает.
Постарайтесь уменьшить влияние факторов, способствующих развитию тревоги, работайте со своей тревожностью, если вы тоже тревожны, развивайте навыки ребенка и минимизируйте травмирующие факторы.
Включайте в жизнь ребенка как можно больше нового: спорт, пение, лепка из глины помогут снимать напряжение и преодолевать тревожность.
Наилучшим решением будет обратиться за помощью к грамотному детскому психологу, который поможет сформировать индивидуальный план коррекции тревожности у ребенка, выявить причины повышенной тревожности и дать эффективные рекомендации для родителей.