Человек как личность во многом формируется в детстве — в ходе первичной социализации, которая бурно протекает примерно до 15 лет. Многое из того, к чему мы привыкаем в детстве и подростковом возрасте, кочует в нашу взрослую жизнь. И кое-что — очень мешает.
Психолог, кандидат психологических наук, разработчик теории адаптивного интеллекта Валерий Гут отмечает, что около 40% действий, которые мы автоматически совершаем каждый день, базируются на наших детских привычках.
1. Заедаем беспокойство
Пожалуй, нет ничего более привязчивого, чем вредные пищевые привычки. Например, заедание грусти и тревоги. Кстати, это нам предлагали делать родители, бабушки и дедушки — когда вручали что-то сладенькое, чтобы утешить. Подумайте — как часто ваша рука тянется к чипсам, мороженому или фаст-фуду, когда вам скучно или тоскливо? Скорее всего, так вы справлялись с тревогой в детстве.
А еще часто родители включают детям мультик, чтобы он отвлекся и быстрее съел все, что ему положили в тарелку. Это отлично работает и во взрослом возрасте — стоит включить серию любимого сериала, как тарелка с карбонарой уже пустует, а в животе как будто бы все еще урчит… Психологи же в один голос говорят: привычка есть перед экраном ведет к перееданию.
2. Радоваться тому, что имеешь
«Хорошо там, где нас нет», «Лучшее — враг хорошего», «Много хочешь — мало получишь», «Лучше синица в руках, чем журавль в небе». Все эти народные поговорки — суть установки, которые встраиваются в наше сознание еще в детстве. Так родители готовят нас к ошибкам, неудачам и превратностям судьбы.
Увы, эти же установки, которые вроде бы должны обезопасить нашу психику при столкновениями с неприятностями, блокируют и мотивацию к тому, чтобы добиться большего, прыгнуть выше головы, стать лучшей версией себя.
Это же отношение часто переносится и на деньги. Автор книги «Счастливые деньги» Кен Хонда говорит о «денежных травмах», нанесенных в детстве. Так, некоторым приходилось бросить любимые занятия, например, футбол и или танцы, потому что родители не смогли оплачивать занятия. Или же в школе их дразнили из-за недостаточно модной одежды и гаджетов, что обернулось комплексом неполноценности. Из-за этого ребенок вместо того, чтобы стремиться к более высокому уровню жизни, может запрещать себе хотеть большего.
3. Подавлять эмоции
«Настоящие мужики не плачут», «Мальчики так себя не ведут», «Нужно сохранять хорошую мину даже при плохой игре», «Девочка не должна вести себя истерично». Увы, родители часто программируют детей на подавление своих эмоций вместо того, чтобы учить их экологично выражать и проговаривать.
Никто не говорит о том, что нужно поощрять ребенка хлопать дверьми, психовать и огрызаться — но необходимо выводить его на разговор о его чувствах и вместе обсуждать, как их обуздать, вести себя спокойнее прежде всего ради самого себя.
Если же этого не делать, во взрослой жизни человек будет предпочитать проглатывать свои обиды, терпеть неприятное ему поведение, лишь бы не провоцировать открытый конфликт. Обсуждать свои чувства будет очень сложно — и в итоге может дойти до депрессии.