Школьное недоразумение случилось накануне осенних каникул. С точки зрения взрослого человека и не проблема вовсе, так, мелочи жизни, а ребенок сильно расстроился.
В конце четверти, когда уже все темы пройдены и оценки заработаны, мама пятиклассницы решила проверить электронный журнал успеваемости и нашла там тройку. Удивилась: в бумажном дневнике-то одни пятерки! Дочка, до этого круглая отличница, тоже никак не могла понять, откуда там взялась отметка — в тот день она не ходила в школу из-за болезни. Девочка пошла с вопросом к учителю, на что он ответил примерно следующее: оценки по самостоятельной работе не успел выставить вовремя, а доступ к прошедшим дням уже закрыт, поэтому поставил тройку на тот день, который был свободен.
Исправить оценку другой работой тоже уже было нельзя. То, что занесено в электронный журнал, никак не изменить. После этой тройки общий балл успеваемости снизился, в табеле среди четвертных оценок у старательной ученицы появилась первая четверка, а в душе поселилось чувство недоверия и несправедливости.
Зачем нужен электронный дневник
Но сначала о хорошем. В эпоху цифровых технологий сервис позволяет оперативно получать информацию от учителя, контролировать успеваемость ребенка. В дневнике можно посмотреть не только оценки, выставленные школьнику, но и расписание уроков, домашнее задание. Плюс дополнительные функции: новости образования, объявления для учеников и их родителей, чат, портфолио учащегося.
Привычный всем бумажный дневник при этом все равно остался. Разве что теперь «забыть» дневник, если заработал плохую оценку или замечание не поможет, а «забыть записать» домашнее задание не поможет — все дублируется в электронной версии.
По сути, электронный дневник — это еще и журнал успеваемости, который раньше вели учителя. Новый сервис был призван показывать объективную картину успеваемости, освободить учителя от рутинной работы по заполнению журнала и ускорить процесс коммуникации между всеми. Что может быть проще для школьников и их родителей: зашел на сайт, посмотрел домашнее задание и оценки, сделал выводы.
Ведение дневника регламентируется локальным актом, который называется Положение о ведении электронного журнала. Учитель в обязательном порядке заполняет тему урока, домашнее задание, ставит результаты формирующих и констатирующих работ.
Что касается домашнего задания, то внести его в электронный журнал нужно хотя бы до 17.00, потому что в более позднее время ученик может не увидеть задания и имеет право его не выполнять.
Ведение электронного журнала оправдало себя: у родителей появилась возможность в любом месте с телефона или планшета зайти на страницу журнала и посмотреть, что задано ребенку, какие у него результаты, нет ли пропусков и т.д. Раньше такой возможности не было.
Оценки из будущего
Но вернемся к нашей истории. Мама девочки-отличницы написала в соцсетях, мол, сталкивался ли кто-нибудь еще с такой же проблемой. Взрослые оживились и принялись делиться опытом. Оказалось, что электронный дневник многим успел преподнести сюрпризы.
«У моей дочери в журнале стояли тройки по рисованию. Хотя дочка в то время не ходила в школу. Кроме того, она хорошо рисует, идет на урок подготовленная. Такое чувство, что учитель заочно определила ребенка в троечники, когда ей нужно было аттестовать учеников».
«Понять бы еще принцип „оценивания“! В бумажном дневнике видно, какой был урок, что задано, а в электронном ощущение, что оценки ставятся наугад. Тут и взрослому непонятно, что к чему, а детям тем более трудно что-либо доказать и отстоять мнение».
«Открыла электронный дневник в воскресенье, а на предстоящем понедельнике уже была выставлена оценка. Я обратились к учителю, он сказал, что такое бывает, когда за один урок ученик получает две оценки, тогда одна ставится на текущую дату, а другая — на будущую, потому что к прошлому периоду у учителя доступ закрывается в течение 3 дней».
«На общешкольном собрании нас заверили, что расписание и домашнее задание выставляется в электронном дневнике, но это не совсем так, кто-то из учителей выставляет, кто-то нет. Да и появляется оно в разное время, бывает, что поздно вечером».
«С одной стороны, удобная штука — этот журнал, с другой — не всегда есть подключение к Интернету, и авторизацию я уже несколько раз восстанавливал».
Почему так происходит?
Нововведения всегда вызывают споры. Одним кажется, что проблемы очевидны и их нужно устранить, другие отвечают — не все так просто.
Во-первых, работу, которую раньше делал ученик (вел свой дневник), теперь должен делать учитель. Удобный момент для родителей, но медвежья услуга для ребенка, у него отняли часть ответственности.
Во-вторых, учитель получил в нагрузку еще часть работы (чаще неоплачиваемой) по заполнению электронного журнала. Но в школе не у каждого преподавателя есть компьютер и скоростной Интернет. Кому-то приходится заполнять электронный дневник уже дома после работы, поэтому домашнее задание появляется позже. Учителя жалуются: на то, чтобы заполнить все графы, уходит масса времени. А если случается сбой на сервере, данные могут потеряться, тогда приходится делать двойную работу и восстанавливать всю информацию за прошедший период. С бумажным журналом работать было проще и быстрее.
В-третьих, компьютер, планшет или смартфон с Интернетом имеется в распоряжении далеко не у всех школьников младшей или средней школы, поэтому электронный дневник — это скорее сервис для родителей.
А вам удобно пользоваться электронным дневником?
- 54.9%Да, слежу за оценками ребенка и иногда проверяю, что задано на дом.
- 37.4%Нет такой привычки проверять оценки в Интернете, бумажный дневник — привычнее.
- 7.7%Мне все равно, ребенок учится для себя, я не контролирую его.