«Сыну 6 лет. Раньше мы водили его в садик редко, а месяца три, как он начал ходить каждый день. Из них два месяца он пытался привыкнуть — в саду был только до обеда. По дороге плакал, но все равно шел. А сейчас остается на полный день (мне скоро выходить на работу), но с истериками.
Был период затишья, когда я по совету педиатра начала ему давать препарат магния. Потом как-то у сына заболел животик (переел креветок), и мы с ним пошли на прием к гастроэнтерологу. Я уточнила про прием магния, а врач ответила, что пользы особой нет. После этого я перестала сыну давать препарат, курс он так и не допил. И снова начались истерики — не хочет идти в сад, заводится с вечера и ревет так, что его аж трясет. И так каждый день.
Спрашиваю, почему не нравится в саду, говорит, что там скучно, дома лучше. Ума не приложу, в чем дело: воспитательница хорошая, ребенок — общительный, на детских площадках со всеми играет, не хочет уходить. Но в саду он становится замкнутым — вижу, когда прихожу за ним, как он один сидит на стуле и ждет меня.
Хотя воспитательница говорит, что он со всеми общается, играет, но я все равно вижу, что сын не так себя ведет, как в других местах. Что мне делать? Как помочь ему?» Елена, 30 лет
Адаптация к саду — это очень индивидуальный процесс, одни дети ее проходят быстрее, другие дольше. Кто-то более бурно, кто-то — менее.
Дети часто плачут в этот период, но больше внимания родителям нужно обращать на то, насколько ребенку комфортно в саду. Из письма не очень понятно, как мальчик себя ощущает в садике. С одной стороны, он играет, но это происходит не так, как на детской площадке, с другой — ко времени, когда вы должны прийти, он сидит и ждет вас на стульчике. Это говорит о том, что среда для ребенка некомфортна.
Почему ребенок не хочет ходить в детский сад?
Причина №1: нужно следовать новым правилам
6-летнему ребенку трудно отделить момент, когда ему действительно некомфортно в детском саду от того момента, когда ему просто хочется остаться дома.
Вы пишете, что мальчик ранее в детский сад почти не ходил, он привык находиться рядом с мамой и жить в свободном графике: вы играли, гуляли. Никакой детский сад не заменит ребенку маму, да и такой задачи не ставится. К тому же в саду есть режим, правила, ребенку приходится делать то, что нужно, а не только то, что хочется.
С мамой сын может выбирать (пойти в зоопарк или поиграть), с мамой легче договориться. В садике же есть свой план мероприятий, в которых ребенок участвует. В вашем случае, скорее всего, момент адаптации связан с тем, что ребенку нужно привыкнуть к коллективу и новым правилам поведения.
Причина №2: трудности расставания
Также нежелание идти в сад может быть вызвано необходимостью сепарироваться от родителей. Ребенку действительно трудно вас отпустить. Здесь очень важно проанализировать вашу готовность предоставить ему свободу в рамках его возраста, насколько вы его отпускаете.
Может ли он принимать решения в соответствии с возрастом, как проявляет свои желания, чувства? Ответив на эти вопросы, вы сможете понять уровень готовности к сепарации для шестилетнего ребенка.
Причина №3: тревожность
Возможно, мальчик испытывает беспокойство, тревогу. Тревожному ребенку сложнее привыкнуть к чему-то новому. В этом случае ему важно дать ему понять, что в детском саду безопасно, объяснить, что мама за ним обязательно вернется.
Как помочь ребенку?
Когда адаптация к саду или школе проходит бурно, неспокойно, лучше обратиться к детскому психологу. Также можно получить дополнительно консультацию невролога, чтобы убедиться, что ребенок действительно находится в хорошем психологическом состоянии.
У 6-летнего ребенка времени на привыкание к детскому саду не так много — скоро начнется школа, в которой будут действовать другие правила. Поэтому важно пройти фазу адаптации сейчас.
Можно посоветовать родителям больше разговаривать с ребенком о садике, проиграть с игрушками все этапы пребывания в детском саду, проговорить с ним, какой момент распорядка дня ему нравится, какой не нравится, какие позитивные моменты бывают. Объяснить, что маленькие дети ходят в детский сад, постарше — в школу, взрослые — на работу, и это своего рода обязанность.
Это общие рекомендации. Но на самом деле такая яркая реакция мальчика указывает на то, что новая среда для него недостаточно комфортная. Попробуйте вместе с воспитателем и психологом проанализировать, что нужно сделать, чтобы включить ребенка в жизнь детского сада. Если предпринятые действия не дадут результата, то тогда стоит сменить детский сад.