У дочери (5,5 года) талант к рисованию, но она не хочет заниматься. Как ее заставить? Подскажите мне верные слова, чтобы она уже начала наконец-то заниматься. А то дома рисует очень красиво, а на занятия идти не хочет совсем. Но ведь у нее талант пропадает!
Маргарита, г. Салехард
Здесь возникает желание поддержать не вас, а ребенка. Если дочка не хочет рисовать в формате регулярного урока — значит, не надо. Вы можете ее мягко направлять к этому занятию, но заставлять рисовать, потому что, по-вашему мнению, у нее талант — это перебор.
Попробуйте поменять установку — не заставить, а мотивировать. Чувствуете разницу? Начните рисовать сами, ходите на выставки, хвалите рисунки девочки (без агитации пойти в школу рисования), а еще смиритесь с тем, что ребенок может иметь талант к рисованию, но не заниматься этим. Возможно, ее дар еще раскроется, и она захочет идти рисовать, а возможно, нет. Или она блеснет в чем-то другом — попробуйте кружки, которые напрямую не связаны с рисованием: например 3D-моделирование, нетрадиционные техники рисования, батик.
Вы пишите, что дома рисует, а на занятия идти не хочет — возможно, у девочки есть отрицательный опыт каких-то «развивалок», и она не желает повторений. А может, она очень чувствует вашу тревожность и давление и не хочется в это включаться. Поэтому перестаньте волноваться и давить на ребенка. Вы как будто воюете с ней. Дайте ей возможность получать удовольствие от рисования в том виде, в каком ей этого хочется.
Моему сыну почти 5 лет, мы пошли в сад и его очень хвалит преподаватель физкультуры. Оказалось, что Миша очень спортивный, схватывает на лету все и бегает быстрее всех. Его взяли в сборную сада по соревнованиям. Я им невероятно горжусь! Но как мне совместить баланс между «хвалить его» и «не воспитать тщеславным»? Как воспитывать сына, чтобы он не зазнался?
Алина, г. Иваново
Прежде всего, обязательно отмечайте успехи ребенка, проявляйте интерес к тому, как продвигаются занятия, общайтесь с преподавателем физкультуры. Если нужно, занимайтесь дополнительно с ребенком дома или запишите его в секцию. Так он прочувствует вашу заинтересованность и собственную ценность. Если вы будете действовать от противного: «меньше хвалить, больше ругать, чтобы был стимул развиваться», то добьетесь обратного эффекта.
А чтобы не перехваливать, достаточно никогда не сравнивать ребенка с другими в контексте: «Ты лучше Коли, потому что Коля толстый, а ты вон какой стройный, красивый, да еще и быстро бегаешь». Обязательно отмечайте успехи других людей, в том числе и знакомых сына в других сферах. Допустим, тот же Коля, например, уже научился читать (и делайте это, разумеется, не через сравнение Коли и вашего ребенка).
Суть в том, чтобы показать сыну, что мир состоит не только из бегунов, и быть успешным в одном — это здорово и нормально, как и то, что возможно не быть успешным в чем-то другом.
Больше интересных и полезных материалов о детской психологии — в нашем канале на