Ваш ребенок провел уже много времени, изучая разные предметы и место, которое они занимают в пространстве. (О том, как важно развитие пространственного восприятия для становления интеллекта малыша, можно прочитать здесь). Благодаря развивающим игрушкам, нанизыванию и вкладыванию их друг в друга он легко усвоил такие понятия, как «наверху», «внизу», «внутри». Для изучения цветов потребуется больше времени: здесь все сложнее, цветовая палитра очень велика, а ведь есть еще многочисленные оттенки и близкие друг другу цвета. Где заканчивается зеленый и начинается голубой? В какой момент красный становится оранжевым? Как назвать разные тона синего? Что такое бордовый — уже не синий и еще не красный? Ребенок называет один и тот же цвет, когда вы поочередно показываете ему то желтый, то красный? В этом нет ничего необычного — маленькому трудно понять, что цвет может соответствовать какому-то определенному слову, ведь мы имеем дело с абстрактным понятием.
Дети могут иногда «зацикливаться» на одном цвете, часто красном, и называть так все цвета. Это временно: вскоре ребенок станет называть красным только предметы именно этого цвета.
К двум годам ребенок различает чистые цвета, но узнавать цвет — это не значит знать его название. По мнению психологов, возраст, наиболее «чувствительный» к усвоению цветов, — 3−4 года. Ребенок так восприимчив к обучению, особенно если оно выстроено грамотно и интересно, что может усвоить мельчайшие оттенки цвета. Известно, что обычный человек различает 5−10 оттенков красного цвета, в то время как ткачихи, например, − 20−30 тонов. Конечно, это связано с требованиями их профессиональной деятельности, однако такая цветовая зоркость может быть развита и у четырехлетки за счет повышенной возрастной чувствительности к освоению сенсорной культуры.
Уроки радуги
Известный педагог Мария Монтессори, по системе которой в нашей стране работают некоторые детские сады и многие развивающие центры, считала, что обучать малышей цветам, как, впрочем, и понятию формы или величины, необходимо поэтапно. Во время первого занятия-знакомства покажите маленькому только две карточки, например желтую и красную (впрочем, это могут быть любые из основных цветов).
Сначала лучше использовать для обучения именно карточки из цветного картона, а не игрушки, чтобы малыш не отвлекался на форму предметов, на сюжетную игру с ними.
Обучая ребенка, взрослым крайне трудно быть немногословными — нам хочется выдать малышу сразу всю информацию о красном цвете, которая есть у нас самих. Однако сначала достаточно, показав на карточку, просто несколько раз назвать ее цвет. Затем попросите малыша дать вам красный, потом желтый. Если он ошибается — не беда, постепенно он обязательно научится узнавать цвета.
Это, конечно, не значит, что нельзя называть ребенку другие цвета, с которыми он сталкивается в повседневной жизни, искусственно ограничивать знакомство с цветами только теми двумя, которые вы изучаете на данный момент. Просто, начиная обучение, не стоит перегружать малыша информацией и пытаться научить всему сразу. Если игра с карточками малыша не увлекает, можно построить «урок» и с помощью игрушек. В этом случае старайтесь не выстраивать перед ребенком целый ряд игрушек только одного цвета и, показывая их, повторять: «Видишь, это желтое. Это тоже желтое».
Воспитатели в детских садах предпочитают показывать ребенку одинаковые предметы, например мячики, в разных цветах. Чтобы «поддержать», закрепить усвоенный материал, предложите малышу лепку из пластилина тех цветов, которые вы изучали, или рисование красками. Здесь фантазию взрослого уже ничто не ограничивает, и вы можете рисовать с малышом все, что угодно, от красных яблочек до желтых кубиков. Не нужно сразу добиваться от ребенка правильного называния цвета — это наиболее трудный этап в овладении цветовой гаммой, он идет последним.
Когда малыш будет точно выбирать красный и желтый цвета из ряда других, пора переходить к заключительному этапу обучения: показывая на карточку, спрашивайте, какого она цвета. Дети могут достаточно долго путать названия. Вот малыш старательно повторяет за вами каждое слово. «Какого цвета трактор?» — «Красный». — «А облако?» — «Белое». Ликованию мамы нет предела, но вечером, когда вы демонстрируете это упражнение папе, кроха отвечает невпопад и путается. Дело в том, что в раннем возрасте все, что казалось твердо усвоенным, может тут же улетучиваться или проявляться через некоторое время. Кроме того, под вечер маленький устает и может отвечать наугад.
Один за другим
Так же поэтапно осваиваются и другие цвета — сначала основные: красный, желтый, синий, зеленый, затем остальные цвета радуги. Не забывайте, что развитие чувства цвета происходит через все органы чувств: например, в этом процессе может участвовать осязание, так что предложите ребенку игру с пластилином.
Например, дайте ему кусочки пластилина желтого и синего цвета. Через некоторое время малыш поймет, что, если их смешать, получится зеленый, а из красного и желтого — оранжевый. Поделитесь с малышом своими наблюдениями и открытиями. Такие занятия не менее важны, чем обучающие игры, пирамидки, собирающиеся по цветам, цветные мозаики. Развивающие игрушки, как и книги, — замечательное подспорье, но они должны быть дополнением к удовольствию от сделанных ребенком самостоятельных открытий. С детьми постарше, стоит рассматривать и обсуждать репродукции понятных детям по сюжету картин. Поговорите с ребенком о теплых и холодных тонах на картине, о том, какое настроение они у нас создают. Это развивает не только зрительное восприятие, но и художественный вкус.
Приучите себя, говоря о предметах, называть их цвет. «Ты можешь дать мне карандаш желтого цвета?» Это прозвучит гораздо естественнее, чем вопрос: «Какого цвета этот карандаш, машина или совок?» Ребенок может устать и заупрямиться, если в течение дня вы будете задавать ему один и тот же вопрос. Когда вы одеваете малыша, обратите внимание на цвет его пальто или ботинок. За столом покажите разные цвета на тарелке — помидор красный, горошек зеленый, пюре желтое. Заметьте, какая у него красивая красная машинка, как хорошо пахнут эти красные розы.
«Разноцветные» игры
«Спрячь зайку от лисы». Подбери к разноцветным домикам зайца двери того же цвета, что и домик.
Фокус «Окраска воды». Этот фокус идет на ура на детских праздниках. Возьмите три банки с водой. Предварительно намажьте внутреннюю поверхность крышек красной, синей, зеленой гуашью. Произнося «заклинание»: «Стань вода-водица не простой, а синей! Абракадабра!», взбалтывайте банку.
«Разложи пуговки по цветам». Эту задачу можно усложнить, раскладывая в одну коробочку маленькие красные пуговки, в другую — большие красные и т. д. Выложи бусинки в ряд от самой темно-синей к самой светло-синей.
«Путаница». Возьмите ручки разного цвета, снимите с них колпачки и попросите малыша помочь вам правильно распределить колпачки по ручкам. Надевая колпачок и называя его цвет, намеренно сделайте ошибку — малыш вас наверняка поправит.
«Мой колпак». Склейте колпачки из цветного картона. Читайте стихотворение «Еду-еду к бабе, к деду, на лошадке в красной шапке!» — малыш должен надевать на голову «шапку» цвета, который вы назвали.
«На что похоже?». По очереди с малышом берите листочки бумаги разного цвета и придумывайте ассоциации с цветом, который вам достается: белый, как облако. Игру можно продолжить на прогулке — это развивает наблюдательность, внимание.
«Кто исчез?». Разложите перед ребенком пять-шесть карточек разных цветов. Попросите запомнить, какие цвета он увидел. Затем накройте карточки платком и уберите одну карточку. Ребенок угадывает, какой цвет пропал.
«Магазин». Вырежьте из цветной бумаги денежки. Вы даете малышу денежку определенного цвета, а он должен найти в своем магазине игрушку такого же цвета.
«Запоминалки». Для игры понадобятся два одинаковых набора цветных кружочков — цвета спектра или, если их малыш уже хорошо знает, нескольких оттенков одного цвета, например шесть тонов зеленого. Один набор разложите перед малышом, другой — на столе в противоположном конце комнаты. Покажите один из цветов, попросите малыша запомнить его и найти на столе во втором наборе. Подобная игра отлично развивает зрительную память, она может упрощаться и усложняться в зависимости от возраста.
Больше интересных и полезных материалов о детском развитии — в нашем канале на