Многие считают, что ребенок — это «чистый лист бумаги, на котором можно свободно написать историю новой жизни». Но цель воспитания заключается, скорее, не в «лепке скульптуры», а в «огранке алмаза»: развитии у ребенка лучших качеств, заложенных природой, и по мере возможности — сглаживании недостатков. Но для осуществления этой нелегкой задачи нужно чувствовать своего ребенка, понимать мотивы его поступков, желаний.
От улыбки станет всем светлей (от 0 до 4 месяцев)
Ребенку около 3 недель. Вдруг неожиданно он улыбнулся. Для посторонних это заурядное событие, для вас — праздник!
Ваши мысли:
«Он меня любит!»
На самом деле:
До 6 недель ребенок еще только знакомится со своим телом, изучает его: подолгу разглядывает ручки, трогает волосы, разжимает и сжимает кулачки, пытается захватить висящие рядом игрушки, приподнимать голову. Улыбка в этом возрасте — своеобразная зарядка для лицевых мышц, очень приятная, похожая на легкий массаж.
Примерно в 6−12 недель ребенок осознает, что улыбка несет еще и положительно окрашенный эмоциональный заряд. Ребенок начинает улыбаться в ответ на улыбку взрослого, выказывая хорошее настроение. До 4 месяцев младенец приветствует каждого, кто берет его на руки. И лишь перешагнув рубеж 4−5 месяцев, ребенок наконец начинает выделять родителей, бурно реагируя при их приближении, оживленно двигая руками и ногами и издавая тихие звуки. Таким образом младенец выражает потребность в общении и эмоциональную связь с родителями.
Горе горькое! (от 2 до 3 месяцев)
Ребенку 2 месяца. Раньше он плакал только в определенных ситуациях: когда был голоден, замерз, не выспался, промок или мучился коликами. Теперь младенец может рыдать не переставая без видимой причины.
Ваши мысли:
«Ему очень плохо, с ним происходит что-то ужасное!»
На самом деле:
Скорее всего, новорожденному некомфортно по какой-то внешней причине: ярлычок от кофточки колет шею, в комнате играет слишком громкая музыка, светит чересчур яркий свет − раздражители могут быть самыми разными. На 2-, 3-м месяце жизни дети уже начинают понимать, что криком обращают на себя внимание − и в случае необходимости прибегают к этому нехитрому приему. Прежде чем впадать в панику и звонить педиатру, постарайтесь выяснить причину дискомфорта ребенка и устранить ее.
Иногда ребенок может плакать от одиночества. В этом случае возьмите его на руки, покачайте, утешьте добрым словом.
Если ребенок вдруг начал плакать во время вашей совместной игры, скорее всего, ему просто надоело. Постарайтесь переключить внимание малыша, перемените род деятельности. Помните: в этом возрасте дети еще не умеют контролировать свои эмоции, но легко настраиваются на новую волну.
Веселье от души! (от 3 до 6 месяцев)
Карапузу 3−4 месяца. Вы уже привыкли к его нежным улыбкам, но тут происходит нечто неожиданное — ребенок улыбается беззубым ртом, и… вы слышите его переливающийся смех!
Ваши мысли:
«Ему весело!»
На самом деле:
Можете себя поздравить! Смех — это проявление серьезного скачка в эмоциональном развитии, свидетельство того, что ваш кроха счастлив и ощущает себя в безопасности. Это прекрасно, ведь состояние радости положительно влияет на физиологические процессы, повышает общую активность и содействует сенсорному и двигательному развитию.
В этом возрасте дети веселятся, когда их приподнимают и резко опускают, ласкают, щекочут. Через некоторое время они станут находить забавными и гримасы, которые вы им строите, отвечая заливистым хохотом. Некоторые родители стесняются кривляться и корчить рожицы − и напрасно! Ведь дети обожают не тех, кто их кормит или меняет пеленки, а тех, кто с ними нежен, открыт и весел.
Задача родителей — с первых дней жизни ребенка поддерживать в семье комфортную психологическую обстановку и учиться понимать и принимать своего кроху.
Детский лепет (с 6 до 9 месяцев)
Крохе 6 месяцев. Он может подолгу лепетать, булькать и кряхтеть.
Ваши мысли:
«Он что-то пытается мне сказать…»
На самом деле: Ребенок гулит. Это естественный этап развития и свое- образная тренировка перед освоением речевых навыков. Дело в том, что наш мозг состоит из двух полушарий, одно из которых отвечает за речь и мелкую моторику. Давно доказано, что речевые области формируются под влиянием импульсов от пальцев рук. Именно поэтому любовь к пальчиковым играм и гуление проявляются у детишек в один и тот же период: в 5−6 месяцев дети начинают играть со своими пальчиками и забавляются занятиями «с голосом». Через некоторое время ребенок начнет подражать мимике и интонациям взрослых, попытается воспроизвести речь, которую слышит. А спустя еще несколько месяцев младенец произнесет свои первые слова.
Интересно, что наличие братьев и сестер играет роль в проявлении навыков ходьбы. Так, дети, у которых есть старшие братья или сестры, начинают ходить раньше детей, единственных в семье.
Постигая мир (с 9 месяцев)
Крохе 9 месяцев. Несмотря на ваши замечания, во время трапезы ребенок бросает тарелку с едой на пол. Это повторяется из раза в раз.
Ваши мысли:
«Ему не нравится моя стряпня!»
На самом деле:
Возможно, вы не самый лучший кулинар, однако ребенок кидается посудой и столовыми приборами вовсе не поэтому. Когда ребенок наелся, он принимается изучать окружающий мир. И законы физики − в том числе. У маленького первооткрывателя падение предметов или еды вызывает искреннее изумление. Он бросает игрушки, одежду, посуду, четко сопоставляя свое действие и полученный результат. К тому же падающая с грохотом кастрюля вызывает у ребенка ураган веселья и восторга!
Предметы, которые вам важны, убирайте подальше, а ребенку подарите сундук со старыми вещами, посудой, игрушками, с которыми он может проводить эксперименты, бросать, расковыривать, грызть и т. п. И не стоит в «нежном возрасте» ругать малыша за разбросанные игрушки или разбитую ненароком тарелку. Аккуратности кроха еще научится. Сейчас самое важное — поощрять интерес к познанию мира и радоваться успехам малыша!
Всему свое время
Еще до того, как младенец начинает понимать и воспроизводить взрослую речь, он реагирует на чувства окружающих. Эмоциональный контакт так же важен для развития, как еда или воздух, ведь от того, какие эмоции будут преобладать в семье, зависит психическое и интеллектуальное развитие ребенка. И его успехи и неудачи в дальнейшей жизни.