Вообразить себя смелым рыцарем, сражающимся с трехглавым драконом, или прекрасной принцессой, заточенной в высоком замке, под силу каждому мальчишке и девчонке. Самые безумные фантазии и смелые перевоплощения случаются как раз в детстве. Правда, времена меняются. Современные малыши пока еще тоже способны на все эти фокусы, но от мира грез их многое отвлекает. Например, обилие игрушек, которыми завалена детская. Дело не столько в их количестве, хотя и оно имеет значение, а в том, что они чересчур детализированы. Если в наших руках спичечный коробок легко превращался и в дом, и в корабль, и в телевизор, то сегодня выдумывать ничего не нужно: весь необходимый инвентарь продается отдельно и, как правило, в сотне разных вариантов.
Читать детям мы тоже стали меньше, поэтому они смотрят мультфильмы и играют в компьютерные игры на планшете. Все больше и больше. А образы там предлагаются уже готовые: ничего представлять не требуется, как когда тебе читают сказку. И играть друг с другом дети стали меньше. Образ жизни сильно изменился. Мы гуляли во дворах, много времени проводили в компании сверстников. Наши дети на улицу выходят только в сопровождении взрослых, а график развивающих занятий у дошколят настолько плотный, что просто поиграть ни времени, ни сил не остается. Чему же удивляться: щупальца общения у них постепенно атрофируются. Тогда и возникает желание взять ребенка за руку и отвести его туда, где ему дадут наиграться и наобщаться вдоволь. А заодно раскрепоститься, научиться быть спонтанным, открытым, незашоренным, потому что наше общество не очень способствует развитию этих важных качеств. Так и можно объяснить все нарастающую популярность курсов актерского мастерства для малышей от трех лет.
Хорошо сказано!
Для того чтобы развивать артистизм, не нужно мастерить громоздкие декорации и зубрить длиннющие тексты. Чаще играйте сами и импровизируйте. Например, перед выходом на работу заключите пари: «А ты так сможешь к вечеру?» И выпалите без запинки: «Король — орел, король — орел, король — орел». Чистоговорки и скороговорки в таких обстоятельствах быстро пробуждают в детях азарт.
Но есть много упражнений, которые никто не мешает практиковать дома, вдвоем с ребенком или во время детских праздников, когда собирается целая компания. Подавая личный пример, вам будет легче заинтересовать малышей и вовлечь их в занятную и полезную игру. Речь идет прежде всего о развитии воображения и речи, музыкальности, пластичности и артистичности. К тому же эти упражнения прекрасно тренируют мозг, так что взрослые тоже получат свой бонус.
Детальная проработка
Подготовительное, самое первое упражнение «на мир видимых вещей». Возьмите обычный карандаш и начните передавать его по кругу. В свой ход каждый участник должен будет называть одно новое качество или свойство. Так, карандаш может быть коротким, красным, легким, старым, заточенным, шестигранным, теплым и так далее. Играйте до тех пор, пока эпитеты не закончатся. Когда мы учимся замечать самые разные свойства обычных предметов, угол зрения расширяется. Мы начинаем видеть мир не таким, каким нам его стараются показать другие, а таким, какой он есть на самом деле: неоднозначный, многоликий, сотканный из противоположностей.
Второе упражнение на развитие фантазии тоже можно сделать с карандашом. Объясните ребенку, что мы этот предмет определяем как длинный и вытянутый. Он таким останется при любых обстоятельствах. И добавьте: «Но в твоих фантазиях карандаш может увеличиваться до масштабов Вселенной или уменьшаться до размеров микроба. Представь, что он превратился в другой объект с похожими свойствами, и разыграй пантомиму. А мы будем отгадывать». Кто-то изобразит с помощью карандаша, как он срывает в поле цветок, другой закинет «удочку» в пруд. Для других он станет вилкой или ложкой.
Старайтесь все эти задания с каждым разом немного усложнять. Играя в «крокодила», например, предложите ребенку поработать с народными пословицами. Главное — не говорите сразу, что это задание слишком сложное.
«Представь, что ты опустил руку в „омут воспоминаний“, как в фильме про Гарри Поттера. Не думая, вытащи оттуда первое попавшееся слово или словосочетание. Например, „красное пальто“. А теперь вспомни два случая, когда ты видел его в реальной жизни». Такое упражнение могут делать даже некоторые трехлетки, но при желании задача легко упрощается. Во время прогулки в парке предложите малышу вспомнить, где еще вы видели такое же огромное ветвистое дерево, такую же старую скамейку, такого же взъерошенного кота. Экскурсы в прошлое хорошо развивают эмоциональный интеллект. Воскрешая в памяти забытые эпизоды, мы переживаем их снова, но уже из сегодняшнего дня. Этот опыт как раз и развивает ум. Чем лучше будет протоптана тропинка от слова к образу, тем выше будет эмоциональный интеллект.
Развивать память и тренировать внимание к деталям можно и другими способами. Если детей много, пусть они встанут в круг спиной к центру и по очереди опишут, кто во что одет. Первый раз сделать это очень сложно. Когда вы играете с ребенком вдвоем, приготовьте для него серию каверзных вопросов: «Что у вас было сегодня в саду на обед? Во что была одета воспитательница? Что утром надел папа на работу? Сколько экскаваторов ты видел по пути домой? В какую сторону открывается дверь в нашем подъезде?»
Словесное творчество
Еще одно трудное упражнение. Не всем взрослым дается с первого раза. Так что не торопитесь. «Набери побольше воздуха в легкие и на одном дыхании расскажи короткую историю. Например, про то, как вы с папой ходили за елкой». Старайтесь прийти к тому, чтобы в таких историях были начало, середина, конец и мораль: «После того случая мы решили покупать домой только живую елку». Это упражнение учит точно формулировать мысль, а по пути избавляться от всего лишнего. Со временем малыш поймет, что про то, как они с папой надевали перчатки и шарф, можно не рассказывать. А еще эта практика помогает избавиться от слов-паразитов.
Даже если ребенок очень стеснительный, не бойтесь записывать его в театральные секции. На занятиях в группе дети почти всегда выполняют задания педагога. А робкому малышу действовать вместе со всеми, а не сольно, будет гораздо комфортнее.
Стихи — тема больная. В детских садах репертуар обычно ограниченный и скучный. Дома можно предложить что-нибудь повеселее. Например, вместе с малышом здорово учить короткие и легкие стихи Ренаты Мухи и английских поэтов в переводе Маршака. Там есть юмор, и каждую сценку можно разыграть в лицах.
Пробудить любовь к поэзии часто помогает чисто актерский прием предварительного разбора роли. На самом деле здесь присутствует серьезная работа с текстом. Но справиться с заданием получится даже у тех ребят, которые читать не умеют. Берем любое стихотворение и каждую строку перекладываем в прозу, чтобы смысл при этом сохранился. Так из «У лукоморья дуб зеленый» получится «Зеленый дуб у лукоморья». Этот способ помогает присвоить текст, сделать его понятным и родным. Часто ведь дети, как попугайчики, заучивают стихи, не понимая многих слов и фраз, поэтому им и не нравится. Они стремятся поскорее отбубнить свой отрывок, не стараясь донести до публики смысл. А когда они сами прорабатывают текст таким образом, то вскоре видят, что ничего страшного в стихотворении нет. Наоборот: оказывается, в нем есть интересная история, которую хочется рассказать зрителю. Кстати, тогда дети и начинают декламировать с выражением.
Художественная пластика
Чтобы развивать мелодичность голоса и музыкальность речи, время от времени просите ребенка озвучивать неодушевленные предметы. «Видишь лампу? Спой песенку, как будто это она поет!»
«Море волнуется раз» — отличное упражнение на пластику движений и развитие фантазии. Однако вместо морских фигур полезнее изображать то, чему ребенок научился за лето или что интересного он видел вчера. Ваша задача — отгадать ребус.
Раскрепощение личности
Не оценивайте достижения ребенка. Никто не знает, что хорошо, а что плохо. Каждый человек уникален. Лучше используйте фразы: «Тут можно доработать» или «Не очень ясно, что именно ты хочешь этим сказать. Предлагаю тебе подумать еще».
Объясните сразу, что стесняться — нормально. Признавая и проговаривая чувства малыша, мы помогаем ему почувствовать, что он не одинок и что с ним все в порядке. Тогда преодолеть робость гораздо проще.
Если видите, что ребенку скучно, попросите его придумать, как сделать так, чтобы ему стало интересно. «Как ты это видишь?» Затем скорректируйте свою программу и умерьте собственные ожидания.
Не сдавайтесь, даже когда малыш опускает руки. «Надо постараться! Давай ты не это сейчас попробуешь сделать, а что-то другое, с чем тебе выступать комфортнее». И предложите вариант полегче.
Чтобы ребенок перестал думать о своих страхах, нужно переключить его внимание. Дайте ему взять с собой на сцену мягкую игрушку со словами: «Попробуй рассказать это стихотворение мишке!»
Больше полезных материалов о правильном воспитании детей — в нашем канале на