История – довольно сложный предмет для детского понимания, заинтересовать которым ребенка не так-то просто. Точнее, увлечь интересными рассказами о каких-либо исторических событиях и лицах, будь то рыцарский турнир или крещение Руси князем Владимиром, просто, а вот дать понимание, насколько это все было давно, – нет. Связано это с тем, что детки младшего возраста достаточно тяжело ориентируются во времени. Нам трудно это представить, но для малышей события прошедшей недели, вчерашнего дня и настоящего момента как бы сливаются воедино. Вот почему необходимо правильно выбрать ракурс, как подавать информацию исторического характера ребенку, чтобы зажечь в нем искорку любопытства.
Смотрите на вещи реалистично: пока малыш не пошел в школу, вам вряд ли удастся сформировать в его голове четкий свод даже самых основных исторических вех. Но к этому и не нужно стремиться! Главное сейчас – помочь ему ощутить ход времени и связь различных эпох. В этом вам помогут старинные вещи, развивающие пособия и, конечно, собственная фантазия.
Сначала было…
Первыми уроками истории для малыша должны стать экскурсы в историю вещей. Выбираем предметы, которые знакомы и понятны, и начинаем объяснять. Например, возьмем кровать. Спрашиваем у малыша: «Что такое кровать?» Конечно, он сможет дать элементарный правильный ответ. Затем начинаем рассказывать, что когда-то на земле жили первые люди (сейчас их называют «первобытными»), у которых еще не было кроватей! Интересно, на чем же они спали? Обязательно выслушиваем версии ребенка (солома, охапки травы, звериные шкуры), с чем-то соглашаемся, с чем-то спорим. А потом рассказываем, как вообще появились кровати, показываем картинки с изображениями первых спальных мест, сравниваем и отмечаем, что они не всегда были такими удобными, как сейчас (так в Древнем Египте, исторической родине современных кроватей, основание делалось из сетки, сплетенной из жестких ремней и веревок). Постепенно в своем рассказе доходим до описания современных кроватей. С такой привязкой к хорошо знакомым вещам ребятам гораздо проще понять и представить себе историю как некий протяженный во времени отрезок. Конечно, такие просветительные уроки требуют специальной подготовки. Как просто и доступно сделать исторический экскурс, вам подскажет, например, мультсериал «Фиксики» (серия «История вещей»).
Практическое занятие:
Для того чтобы помочь ребенку сориентироваться во времени и научиться управлять понятиями «раньше» и «позже», предложите ему поиграть в игру «Лента времени» (подойдет для детишек от 3 до 5 лет). Суть ее состоит в том, что нужно взять фотографии малыша из разных периодов его взросления. Самая первая фотография – совсем маленький, допустим с выписки из роддома. Показываем ее и говорим: «Это было три года назад! Тогда ты только родился и был еще совсем маленький». Не удивляйтесь, если кроха будет смеяться, отпираться и отнекиваться – мол, нет, это не он! Берем следующую фотографию – ту, на которой ребенок уже постарше, когда он научился сидеть или ползать. Говорим: «А вот здесь ты уже подрос, научился сидеть!» Обязательно отмечаем, что это тоже было давно, 2–2,5 года назад, но уже позже, чем то, что на первой фотографии. Таким образом, постепенно мы продвигаемся «вперед» до фотографий настоящего времени, а у ребенка складывается целостная картинка, что было раньше, а что позже, что сначала, а что потом. После просмотра и восстановления хронологии всех фотографий можно предложить ему пофантазировать и нарисовать рисунок на тему: «Кем ты станешь, когда вырастешь». Этой «фотографией» в игре будет обозначено будущее время, то, которое еще не наступило.
Усложненный вариант игры: сделайте подборку фотографий (3–6 штук) одного временнóго отрезка (например, в течение года или последних двух лет) и попросите ребенка разложить их в хронологическом порядке – что происходило вначале, а что было дальше.
Традиционный подход
Еще один вариант знакомства крохи с течением времени и ходом истории – это семейные традиции. Делать это лучше всего через его непосредственное участие в каких-либо праздниках и подготовке к ним. Например, у многих народов есть традиция украшать на Новый год елку. Чтобы познакомить ребенка с этим обычаем, в преддверии 31 декабря вместе достаньте елку или поставьте настоящую лесную красавицу и расскажите о том, как долго вы уже украшаете ее каждый год. Можно вытащить старые елочные игрушки и вспомнить о том, что вы, когда вам было столько же лет, сколько малышу сейчас, точно так же вешали именно эту игрушку на елку. С детками постарше, 6–7 лет, уже можно поговорить о том, как Новый год праздновали раньше, в разные эпохи, или празднуют в разных странах. Если в семье есть традиция готовить определенные блюда, например, на праздник Пасхи или на Масленицу, можно вместе приготовить куличи или напечь блины. Будет здорово, если вы доверите ребенку какую-то посильную часть работы, например покрасить яйца. При этом нужно не забывать упоминать о том, что все эти приготовления – то, что вы делаете каждый год именно к этому празднику. Эти действия и называются традициями!
Практическое занятие:
В каждой семье, как правило, есть старинные вещи – значки, монеты, медали, кружевные салфетки или воротнички, перьевые ручки и т. п. Это все также можно и нужно показывать ребенку. Замечательно, если дедушка или бабушка еще и сами могут рассказать о появлении этих предметов в семье и своих воспоминаниях, связанных с ними. Такие семейные ценности – тоже традиции семьи. А для ребенка они – наглядные звенья цепи, связывающей его с прошлым, маленький осколок времени, который можно посмотреть, почувствовать. Для деток это очень важно, поскольку им, чтобы понять, нужно именно потрогать предмет обсуждения в буквальном смысле, ведь прикоснуться к нему абстрактно, через фильм или картину, они пока еще не умеют.
Давным-давно
Безусловно, один из самых органичных способов «подружить» малыша с историей – обратиться к сказкам. Как правило, во многих из них (и уж точно во всех русских народных) действие разворачивается в стародавние времена. Царь и царевна, купцы и бояре, крестьяне и батраки – используя эти красочные примеры, расскажите ребенку, как было устроено общество на Руси. Рассмотрите иллюстрации и отметьте особенности костюмов, средств передвижения и устройства быта. А потом пусть малыш представит, как одевался братец Иванушка, а как – Василиса Премудрая. Возможно, он сам тут же спросит вас, что такое лапти и кокошник, а если нет – расскажите сами. Пользуясь случаем, обязательно упоминайте о личностях, которые сыграли большую роль в российской истории – пусть у детки на слуху будут имена Александра Невского, Ивана Грозного, Петра I).
С детьми 5–6 лет отправляйтесь в историко-краеведческий музей, где вы можете практически в режиме реального времени познакомить их с особенностями культуры и быта наших предков. Вместе поднимитесь по ступеням старинного особняка, почувствуйте прохладу многовекового камня, всласть пошелестите пожелтевшей бумагой, послушайте тиканье старинных часов – в общем, сполна насладитесь магией старины.
Практические занятия:
Игра «Путешествие во времени»
Устройте импровизированный вернисаж. Выберите какой-либо предмет для изучения (например, наземный транспорт или бытовая техника). Попросите ребенка представить и нарисовать, как, по его мнению, выглядел транспорт раньше, когда еще не были изобретены автомобили, как он в дальнейшем видоизменялся и как выглядит современное транспортное средство. Совет: используйте тематические раскраски, рассказывающие о том, как изменялись вещи на протяжении времени (история автомобилей, история костюма, история оружия и т. п.). Для закрепления материала ребенок может раскрасить эти картинки.
Игра «Что это такое?»
Разыщите несколько предметов, которые в настоящее время уже редко используются или вообще вышли из употребления (подойдут запонки, песочные часы, коробочка для зубного порошка, лорнет, дискеты и видеокассеты, фотопленка, металлический подстаканник, веер и др.). Сложите находки в большой пакет. Пусть кроха наощупь выберет один из предметов и рассмотрит его. Предложите ему придумать название для необычной вещицы, а затем расскажите, что это такое на самом деле, когда, кем и для чего использовалось.
Игра «Вчера – сегодня»
Приготовьте двусторонние карточки, на одной стороне которых будут изображены старинные предметы, а на другой – их современный аналог (например, граммофонная пластинка и CD-диск). Вы даете команду «вчера» или «сегодня», а малыш должен показать карточку той или иной стороной. Ребенка постарше можно попросить не только показывать карточку, но и объяснять, что за предмет на ней изображен и для чего он нужен (или когда-то был необходим).
Что еще может помочь:
Настольные игры
- Детское лото «Непобедимая и легендарная» («Русский стиль») – необычная игра, по ходу которой дети знакомятся с эволюцией русского оружия и блестящими победами русской армии и военно-морского флота.
- «Эпоха Петра I с головы до ног» («Пешком в историю») – карточная игра на развитие логики и памяти с четырнадцатью персонажами первой четверти XVIII века в одной колоде.
- «Сундучок знаний: всемирная история» («ИнтерТранс») – динамичная семейная викторина на знание ключевых исторических вех и известных личностей.
Мультфильмы
- «Исторические личности. Анимированная энциклопедия» – увлекательное анимационное путешествие по страницам жизни людей, изменивших ход мировой истории (Галилео Галилей, Леонардо да Винчи, Людвиг ван Бетховен, Джордж Вашингтон, Томас Эдисон, Мари Кюри и др.).
- «Князь Владимир» – мультипликационная драма, красочно и доступно рассказывающая о временах правления на Руси великого князя Владимира Красное Солнышко.
- «Христофор Колумб» – детский исторический «экшн», легко и шутливо повествующий об уникальном открытии Америки знаменитым мореплавателем.
- «Принц Египта» – библейская история о пророке Моисее и его борьбе за освобождение еврейского народа из египетского рабства.
- «Пираты Тихого океана» – приключенческая анимация, очень точно и живо воссоздающая образы морских волков, бороздивших когда-то океанские просторы.
- «Эль Сид: легенда о рыцаре» – полнометражный мультфильм о впечатляющих временах Средневековья и национальном герое Испании Сиде Кампеадоре.