Видеть своего ребенка веселым и жизнерадостным — мечта каждого родителя. Да и взрослым такие качества были бы очень полезны.
Урок первый
Кто такие оптимисты и как они устроены
Есть люди, которые на вопрос: «Как дела?» всегда отвечают: «Отлично! Замечательно!» И это не один раз и не два… Они отвечают так всегда! И, главное, выглядят точно в соответствии со своим ответом — всегда довольны и веселы, всегда позитивно настроены. Это и есть оптимисты — люди, которые считают, что жизнь прекрасна и удивительна — независимо от того, что именно сейчас в ней происходит. Конечно, у таких людей тоже бывают проблемы и неприятности, трудности в работе и в личной жизни, но воспринимают они их гораздо легче, чем все остальные (неоптимистичные) люди.
Вот чего у оптимистов нет, так это неразрешимых вопросов, безвыходных ситуаций, черных дней и плохих компаний — потому что каждая ситуация, по мнению оптимиста, заключает в себе что-то хорошее, каждая проблема имеет решение, а с любым человеком всегда можно договориться.
Если сравнивать оптимиста и пессимиста, то у первого несколько явных преимуществ.
Они более удачливы, потому что идут вперед, не сомневаясь, что их ждет удача. И так оно и оказывается, ведь уверенность — важный фактор успеха.
Они пользуются большим уважением в профессиональной деятельности, потому что даже в самые тяжелые времена способны найти решение и поднять настроение всему коллективу.
У них значительно меньше проблем со здоровьем — и психологическим, и физическим, ведь многие заболевания (на сегодняшний день это является неоспоримым медицинским фактом) возникают именно из-за эмоциональных проблем. Если же оптимист заболевает, то он гораздо легче это переносит и быстрее выздоравливает.
Оптимисты никогда не страдают от одиночества — ни в 5, ни в 80 лет. У них потрясающая способность заводить знакомства и поддерживать ненавязчивые отношения. Да и окружающие относятся к оптимистам весьма благосклонно.
Оптимисты дольше живут, при этом и в преклонном возрасте продолжают радовать своих близких жизнерадостным характером.
…Все это достаточно убедительно, для того чтобы стремиться обладать такими же чертами.
Урок второй
Причины и факторы явления
Конечно, во многом качества характера определяются свойствами нервной системы — а значит, являются врожденными и наследуемыми. Уже в очень раннем возрасте дети демонстрируют свое отношение к жизни. Один плачет и никак не может успокоиться в случае потери любимой игрушки, другой, погрустив немного, начинает играть тем, что ему предлагают. Но ведь тип нервной системы является наследуемым. Значит ли это, что ребенок будет проявлять оптимистичные черты только в том случае, если мы, родители, ими обладаем? Это так, но дело здесь не только во врожденных свойствах.
Ребенок усваивает пример взрослых, находящихся рядом с ним. Наше поведение, наше отношение к окружающим людям, к ситуациям, к жизни в целом — все это бессознательно улавливается малышом начиная буквально с рождения.
Поэтому, конечно, можно с уверенностью утверждать, что у жизнерадостных родителей — жизнерадостные дети, и остается выяснить, можем ли мы стать такими, будучи во взрослом возрасте (если при рождении нам такие черты не достались)? Можем — работая над собой и постепенно меняя отношение к жизни и свое поведение в отдельных ситуациях.
Урок третий
Волшебные превращения
Это, пожалуй, одно из главных умений, которым должен научиться любой начинающий оптимист. Существует два варианта превращений — и оба до неузнаваемости меняют окружающую действительность.
1-й вариант — когда желаемое превращается в абсолютно ненужное. Помните басню Крылова про лису и виноград? Лиса, не сумевшая добраться до гроздей, утешает себя тем, что он, наверное, совсем не вкусный. Правильный подход, оптимистичный: то, что нам в силу каких-то причин недоступно, не должно быть настолько привлекательным, чтобы портить нам настроение и занимать все мысли.
2-й вариант — когда неизбежное превращается в желаемое. Вы находите плюсы в ситуации и озвучиваете ваше открытие для ребенка. В идеале это нужно делать быстро, почти автоматически (для этого понадобится совсем немного тренировки). Сломалась машина? Прекрасно — ведь можно пройти пешком и осмотреть все прелести природы, покататься на качелях и встретить по пути разных знакомых.
Урок четвертый
Готовность ко всему
Оптимисты не отрицают возможных неприятностей. Может показаться, что это — прямая дорога к унынию и пессимизму. На самом деле совсем наоборот. Если прятаться от любых мыслей о проблемах и разных неприятностях, не будет ничего хорошего в случае, если что-нибудь подобное все же произойдет. Быть к ним готовым и знать, что мы сможем справиться со всем, — вот что помогает людям и придает уверенность в завтрашнем дне.
Практика: «Мы никогда не расстанемся», «Потерять работу — это невозможно» — неправильные мысли. «Сейчас нам хорошо, но если будет суждено расстаться, то я смогу с этим справиться», «Работа замечательная, но, если придется ее оставить, я смогу найти другой вариант» — вот утверждения, способствующие позитивному настрою на будущее. Варианты для детей предложить сложно — дети в силу возрастных особенностей не могут планировать и думать о будущем. Но все равно лучше, если такой ваш настрой они начнут усваивать уже сейчас — ведь качества характера складываются медленно и постепенно.
Урок пятый
Смена целей
Человек, конечно, может добиться всего — было бы желание. Но иногда путь к достижению результата так долг, сложен и тернист, что возникает мысль: а не поискать ли цели другие, попроще, но столь же привлекательные? Так, во всяком случае, решит оптимист — в тех случаях, когда в результате тяжелых и продолжительных занятий плаванием (музыкой, португальским языком) он так и не сможет порадоваться хотя бы мало-мальским достижениям. И тут же переключится на танцы (фигурное катание, язык хинди), где, возможно, добьется небывалого успеха. Хотя, может, и там не добьется… Что ж, это был далеко не полный список интересных и увлекательных занятий.
Практика: У оптимистов много увлечений — только так можно узнать, что же подходит тебе больше всего. И родители, желающие сделать таким же оптимистичным и разносторонним своего ребенка, не будут водить его на уроки игры на арфе только потому, что «если что-то начал, нужно довести это до конца». Родители оптимистов — люди гибкие и предлагают своему ребенку массу занятий — а также хотя бы некоторую свободу в их выборе.
Урок шестой
Вспомни о хорошем
Все люди время от времени испытывают зависть — даже те, кто полностью доволен собой и своей жизнью. Зависть — естественное человеческое чувство, оно даже полезно: благодаря ему мы стремимся к новым достижениям. Но вот когда оно возникает часто, то все, что мы от него получаем, — ощущение неполноценности. Оптимисты знают, что проблемы есть у всех, даже самых красивых, богатых и знаменитых, и зависть поэтому просто не имеет смысла.
Практика: Учитесь пресекать мысли типа «Боже мой, везет же людям!» Лучше всего помогает фраза: «А зато у меня…» — с продолжением, конечно. Мгновенно вспомните то, что в вашей жизни удалось, или просто то, что вам нравится, — и значительно легче будет при мысли, что муж подруги имеет привычку на все праздники, включая День Парижской коммуны, дарить ей по бриллиантовому украшению, а их дети в возрасте трех лет уже складывали семизначные числа. И ребенку помогите справиться с приступами зависти, ведь маленькие дети испытывают ее очень часто.
Урок седьмой
Похвали себя сам!
В мире наблюдается дефицит хороших, добрых и ласковых слов. Основной массе людей их явно не хватает. И это не потому, что вокруг — злобные бездушные создания. Просто в силу занятости у людей не хватает времени или даже сил на эмоциональное общение друг с другом. И лучший способ эту нехватку восполнить — хвалить самих себя. Ну то есть необязательно сочинять стихи «в честь» и размещать их на рекламных щитах, но так, по мелочи, — просто необходимо.
Практика: Хвалите себя за успехи на работе, за то, что не забываете поздравить всех со всеми праздниками, за то, что ребенок наконец-то научился складывать свои игрушки. И, конечно, его самого тоже не забывайте хвалить! И за игрушки, и за вежливые слова, и за помощь сестренке, и — просто так!
Урок восьмой
Постоянное присутствие
Часто люди не могут ощущать себя счастливыми, потому что не живут настоящим моментом. Они или вспоминают о том, что уже прошло, или ждут чего-то более приятного. Но когда это приятное наступает, они тоже не могут расслабиться — продолжают думать о том, что было или будет. Научиться жить по принципу «здесь и сейчас» — вот что нужно еще, чтобы стать оптимистом. Сосредотачиваться на всем, что делаешь, искать положительные моменты во всем, даже самом, вроде бы, обычном.
Практика: Вы идете с малышом из садика пешком. О чем вы говорите? О том, что «сейчас придем — и тогда…». Но ведь таким образом вы теряете время — то, пока вы идете. Лучше смотрите вокруг, думайте о погоде, рассматривайте вместе листья, снежинки или зонтики прохожих. Идти станет намного приятнее — к тому же прогулки сами по себе улучшают настроение.
Что нужно для того, чтобы стать оптимистом? Научиться видеть прекрасное каждый день и на каждом шагу, искать позитив в на первый взгляд будничных вещах.
Урок девятый
Находим позитив
У китайцев есть такая мудрая история. Шел путник по лесу, и вдруг на него напал тигр. Путник смог убежать, но тигр бросился за ним. Впереди был обрыв, и мужчина повис над ним, схватившись за ветку растения. Отдышавшись, он посмотрел вниз и увидел, что там ходит еще один голодный тигр. Тогда человек решил держаться за ветку, пока хватит сил. Но тут из норки вылезли две мыши, которые стали эту ветку грызть. И тогда путник, оглядевшись еще раз, стал срывать и съедать ягоды земляники, которые росли рядом с ним. На этом рассказ заканчивается. Но понятно, что действия путника ему нисколько не повредили, а может, еще и помогли. При любом исходе событий. Даже если представить, что тиграм повезло больше, то хотя бы несколько радостных моментов все равно скрасили эту, прямо скажем, не очень приятную ситуацию.
В общем, сколько бы ни было проблем, это не повод отказываться от маленьких радостей. Тогда, может, и проблемы разрешатся гораздо скорее.
Практика: Высший пилотаж в искусстве позитива — научиться создавать такие приятные моменты самим себе. Вспомнить что-то очень приятное, посмотреть на любимые фотографии, обнять друг друга, рассказать смешную историю. Таких примеров можно привести десятки — у каждого из нас есть свои маленькие идеи.
Урок десятый
Отрицательные стороны
Все, как известно, неоднозначно. И проблемы с окружающими возникают даже у самых жизнерадостных людей. Причина проста — они не включаются в конфликт, склонны скорее согласиться, чем выяснять отношения, а это тоже может быть проблемой, особенно в близких отношениях. Ведь путем конфликта мы разрешаем то, что очень важно для нас, и то, что воспринимается эмоционально. Представьте, как это выглядит: «Да-да, милый, я была не права, что при всех рассказала о твоей неудаче на работе, признаюсь… ну давайте собирайтесь скорее, а то в ресторане все столики займут». Человек, скорее всего, весь день готовился, думал, как сказать лучше и как вообще предъявить претензии, чтобы не выглядело обидно, а ему тут же дали понять, что его проблема — ерунда и говорить тут не о чем.
Добиться сочувствия и понимания от них тоже получается не всегда. Потому что к чужим проблемам они относятся точно так же, как к своим. И это прекрасно, но ведь хочется же иногда, признаемся себе в этом честно, поплакать на чужом плече и услышать добрые утешающие слова.
Практика: Сочувствию и умению слушать тоже можно научиться — и научить других. Нужно лишь самим взять за правило не перебивать собеседника и не говорить на первом же слове: «Нормально все будет, со мной такое было тысячу раз». А потом — рассказать об этих правилах детям и, самое главное, постоянно показывать им в этом пример.
Больше полезных и интересных материалов о семейной психологии — в нашем канале на