Выражение «Утро вечера мудренее» хорошо известно. Когда человек не может в течение дня решить какую-то задачу и из-за этого переживает, нервничает, накапливает негативный психологический фон, ему советуют отложить проблему до утра. На следующий день думается действительно легче и можно быстрее принять правильное решение.
Это каждый человек проверял на своем опыте, это известно из истории науки: многие великие ученые сделали открытия после пробуждения. Например, датский физик Нильс Бор в 1913 году таким образом открыл планетарную модель строения атомов, а американский биолог Джеймс Уотсон утром понял, как строится структура ДНК. Есть версия, что Дмитрий Менделеев тоже во сне увидел таблицу химических элементов, но это не точно.
Добавим, что истину про мудрое утро народ понял очень давно — в устную речь выражение попало из литературы, точнее, волшебных сказок, наиболее древнего фольклорного жанра.
Но, оказывается, утверждение можно объяснить с точки зрения нейропсихологии.
Почему с проблемой нужно «переночевать»
Когда человек усердно думает, у него работает префронтальная кора головного мозга. Эта зона отвечает за большую часть исполнительных функций, связанных с принятием решений.
Префронтальная кора запускает сфокусированное мышление. Этот тот самый случай, когда нужно выучить иностранные слова, запомнить термины, разучить движение в танце. При этом типе мыслительной деятельности мы концентрируемся на задаче, пытаясь ее понять и запомнить.
Но такая сосредоточенность не всегда приводит к результату. Если очень нужно получить ответ, а его все нет, мы начинаем начинаем волноваться, тревожиться — одним словом, подключаются эмоции, появляется нервное напряжение и усталость. В таком состоянии надеяться на результат точно нельзя.
Самое правильное решение в этот момент — отпустить ситуацию и дать себе отдохнуть, желательно лечь спать. Или хотя бы сменить деятельность: переключиться помогают спокойное монотонное занятие или физические упражнения.
После того как человек перестает напряженно думать над своей задачей (это работает сфокусированное мышление), мозг входит в так называемый рассеянный режим — расслабленное состояние. Решаемая до этого задача отходит на второй план, становится фоновой. В этом состоянии и приходит озарение.
Когда мы входим в рассеянный режим мышления:
во время сна;
во время медитации;
в моменты расслабления;
при монотонных занятиях.
Другими словами, эффективная интеллектуальная деятельность получается в результате сознательной и бессознательной работы мозга.
Как это помогает в учебе
Головной мозг использует эти виды мышления по очереди, они дополняют друг друга. Когда мы учимся чему-либо, работает сфокусированный режим, мы не отвлекаемся, получаем новые знания. Затем мышление переключается на рассеянный образ, чтобы проанализировать полученную информацию.
Сфокусированное мышление включается в той деятельности, где необходимо следовать плану, а рассеянное — там, где нужен креатив, нестандартное решение.
Если ребенок никак не может решить задачу по математике или написать сочинение по русскому языку и у него есть время в запасе, то ему нужно отложить уроки до утра. После сна он их сделает быстрее.
При изучении иностранного языка тоже включаются по очереди два вида мышления: сначала мы учим теорию (лексику, грамматику) — работа сфокусированного режима. Во время речевой практики, когда мы слышим иностранную речь и пытаемся ее понять, включается рассеянный образ мышления.
Когда нужно принять важное решение, тоже не стоит торопиться, нужно взять паузу до следующего дня — больше вероятность сделать правильный выбор.
Поэтому родителям важно научить детей правильно распределять силы при выполнении трудной работы, не паниковать, не волноваться, а просто переключить свое внимание, отпустить ситуацию, отдохнуть и вернуться к ней через время. Потому что не зря говорят, утро вечера мудренее.