Подобные ситуации необходимо осознать и закрыть. С такими проблемами и работает гештальт-терапия.
Слово «гештальт» прочно вошло в нашу речь. Но правильно ли его используем и какая связь между гештальтом, психотерапией и семьей?
Основные идеи этого психологического направления были разработаны в 1940–50-х годах Фредериком Перлзом. В переводе с немецкого гештальт означает «форма, вид, фигура». Данный термин обозначает единицу анализа психики. Проще говоря, мы воспринимаем события мира, как одно целое, а не по отдельности. Например, мы смотрим на картину и видим изображение, а не мазки, оттенки краски, хотя, конечно, можем их вычленить. Слушаем музыку и слышим всю мелодию, а не отдельно звучащие ноты. И в этом смысле мы все воспринимаем мир гештальтами.
Незавершенный гештальт — это действия, которые мы не доделали. Не важно, идет ли речь о планах, которые по разным причинам сорвались, или ситуации, когда нас обидели, а мы не смогли дать отпор.
Все, что не завершено и имеет для нас негативную окраску, создает определенное напряжение в человеческой памяти. Именно по этой причине официанты в кафе помнят все невыполненные заказы.
Подобные незавершенные ситуации могут прокручиваться в голове, а могут, как нам кажется, забываться, оставляя вполне осязаемое чувства тревожности, страха, беспокойства. А так как человек все-таки стремится к более-менее комфортной жизни, то, не осознавая незавершенные ситуации, будет очень «удачно» наступать на те же грабли снова и снова, в бессознательных попытках завершить наконец-то гештальт.
В поисках смысла
Зачем нужна гештальт-терапия? Чтобы человек имел возможность завершить все эти гештальты и не носить в себе лишнее напряжение по поводу подобных ситуаций. В результате он сможет в дальнейшем потратить энергию не на эмоциональное проживание мучительных для него ситуаций, прокручивая их снова и снова в голове, а на реальные дела, на проживание своей жизни в текущем моменте.
Гештальт-терапия прежде всего — это встреча. Встреча, на которой каждому присутствующему предоставляется возможность быть понятым и принятым. Принятие в процессе встречи — это разделение с клиентом его эмоциональных трудностей.
Три кита
В своей работе гештальт-терапевт принимает и опирается на ценности гештальт-терапии, именно они транслируются клиенту:
важность происходящего сейчас
осознанность как развитый навык саморефлексии,
ответственность и, как следствие, уверенность в себе.
Нюансы подхода
Гештальт-подход позволяет работать с любым запросом, даже с клиентами, имеющими психиатрические нарушения. Противопоказаниями могут быть скорее собственные ограничения специалиста, недостаточность образования, опыта или личной проработки трудных тем.
Что получает человек в процессе гештальт-терапии:
развитие собственной чувствительности, понимание себя и своих потребностей;
возможность проживания и отпускания сложных чувств, на которые в детстве или позже был «наложен запрет»;
способность выстраивать новые, более конструктивные и здоровые для себя отношения с окружающими;
возможность определять и обозначать собственные границы;
повышение уровня осознанности в своей жизни.
Семейные настройки
Особенная уникальность гештальт-терапии при работе с семьей — это повышение уровня личной осознанности всех членов семьи и выстраивание качественного диалога между ними. Он подразумевает под собой три составляющие — добровольность, присутствие (включенность в диалог, даже если ты просто слушаешь) и привнесение — предъявление собственного отклика на процесс диалога. В результате у членов семьи появляется возможность встретиться и узнать друг друга лучше, а чем больше мы узнаем друг друга, тем бережнее относимся, тем больше возможностей для взаимодействия появляется.
Работа родителя с гештальт-терапевтом может помочь понять собственного ребенка — его поведение, эмоции. Это дает возможность из позиции конфронтации с ребенком вначале перейти в позицию его исследователя.
Благодаря гештальт-техникам родитель учится выстраивать границы с ребенком и получать удовольствие от самого общения с ним. Эмоциональный контакт помогает выбрать верный стиль воспитания, а также создать спокойную атмосферу в семье.
Эмоциональный контакт с родителем влияет на формирование характера ребенка, а следовательно, на его будущее и успешность в обществе. Характер — многогранное понятие, но в том числе и неосознаваемый человеком способ получать какое-то важное для себя переживание. Например, когда внимание получают через болезнь, а чувство ценности — через истерику. Внутренний конфликт возникает в тот момент, когда окружающая ситуация меняется настолько, что характер больше не позволяет получить удовлетворения своей потребности. Чем более осознанными будут отношения в семье, тем более гибким и творческим будет характер всех ее членов.
Если говорить про незавершенный гештальт через призму именно детско-родительских взаимоотношений, то в семье — это такое переживание, которому не нашлось места в отношениях. Например, злость или радость ребенка, которую он зажал в себе. Обида одного из супруга, которую он не выразил. Это то, из чего в итоге складывается общая атмосфера семьи, ее эмоциональное поле.
Личные, собственные незавершенные гештальты мешают взрослым быть именно здесь и сейчас. Сложно быть в контакте со своими собственным детьми, если много энергии тратится на прошлые негативные события.
Допустим, взрослый помнит машинку, которую ему не купили в детстве, или роликовые коньки, о которых он мечтал, но так и не получил в подарок. Все это оставляет осадок и горький след в душе на долгое время. И вот, став взрослым, человек покупает себе 5–10 таких машинок и самые крутые коньки, а еще самокат и велосипед. Казалось бы, гештальт закрыт. Но не все так просто.
Важно понимать, что именно стоит за этой горечью, когда желанный подарок так и не был получен в детстве? Чаще всего это потребность в любви, признании и принятии. И во взрослой жизни человек, покупая себе ролики и машинки, пытается дополучить той самой любви, которой не хватило в детстве. При этом собственного ребенка он может задаривать невероятным количеством игрушек, потому что отказать, по его мнению, — значит, навсегда травмировать и дать понять ребенку, что его не любят. Хотя это не так.
Гештальт-терапия здесь помогает осознать родителю свою неудовлетворенную потребность в любви и заботе. Принять тот факт, что его собственные мама и папа больше, чем дали, дать уже не смогут, пережить эту потерю (а это потеря) и двигаться дальше, находя для себя осознанные способы получения любви, принимая тот факт, что потребность в родительской любви никогда не будет удовлетворена на 100%. И собственному ребенку отказывать тоже станет легче. И именно это означать — закрыть гештальт.
Больше полезных материалов о семейной психологии — в нашем канале на