«Слово пацана. Кровь на асфальте» Жоры Крыжовникова установил абсолютный рекорд по популярности среди сериалов в России. Об этом сообщил «Кинопоиск» со ссылкой на рейтинг «Индекс Кинопоиск Pro». Согласно индексу, по популярности проект в два раза превзошел южнокорейское шоу «Игра в кальмара», а ведь сериал Netflix удерживал лучший результат два года. Кроме того, рейтинг зрителей и кинокритиков очень высок — 9 из 10, что дало еще не завершенному сериалу право занять 12-е место в топ-250 фильмов «Кинопоиска».
Однако власти настроены не так оптимистично, утверждая, что подобные фильмы и сериалы могут романтизировать бандитский образ жизни, а также рискуют спровоцировать очередные акты агрессии среди подростков.
Первым об этом заговорил глава Татарстана Рустам Минниханов. «Стали выходить фильмы, которые романтизируют период истории нашей страны, связанный с проявлением подростковых группировок. К сожалению, ни к чему хорошему это не приводит. Подтверждение тому — события, которые произошли в Сармановском районе республики», — пишет
Речь идет о ситуации, когда подростки в Сармановском районе Татарстана завели чаты в мессенджерах и назвали их как казанские ОПГ, поделили территорию и начали «забивать стрелки». Власти региона категорически против повторения истории из 80-х и 90-х, о которой хочется забыть, как о страшном сне.
Депутат Нина Останина в подтверждение своих слов привела в пример ситуацию в Иркутске, где 2 декабря группа подростков напала на 15-летнего школьника и, предположительно, нанесла ему удары ножом, после чего тот скончался. Депутат нашла связь с сериалом «Слово пацана», но МВД быстро опровергли факт того, что нападавшие смотрели картину. 11 декабря стало известно, что Роскомнадзор проверил сериал «Слово пацана» и не нашел нарушений законодательства.
Действительно ли сериал романтизирует банды подростков и зачем нужны подобные проекты? Разбираемся с психологом.
«Важная ремарка: не надо превращаться в моралистов, должна быть адекватная оценка происходящему.
Здесь очень интересный вопрос о том, что изначально искусство нам дано для того, чтобы нивелировать правду жизни. Это практически философское понятие. В сюжете сериала речь идет не не о романтизации бандитских разборок, а об искаженной бандитской философии «Кто сильный — тот и прав». Жизнь подростков, которая еще только начинается, уже сводится к тому, что сильный подавляет слабого, используя рэкет и унижения. Я не кинокритик и не берусь это судить, но искусство должно служить людям для того, чтобы они становились лучше.
Искусство всегда видоизменяет жизненные ситуации, но чаще оно сглаживает, а не усиливает острые углы. Даже если искусство полностью отражает жизненные реалии, они все равно преломляются через призму морали, позволяют прийти к каким-то выводам. Конечно, романтизация бандитского образа жизни недопустима, но есть масса фильмов, где главными героями становятся люди, ведущие не совсем правильный образ жизни. Например, в фильме «Джонни Д» рассказывается про жизнь известного американского гангстера Джонни Диллинджера. Но здесь его показывают с точки зрения обыкновенного человека, в чем-то сильного, в чем-то слабого, идущего на необоснованный риск. Если же главные герои-бандиты выходят из игры победителями, как в «Бригаде», то такое недопустимо. Но «Бригада» — продукт своего времени. Сегодня уже никто не будет смотреть или равняться на него, но он попал в свое время и вот так выстрелил.
В норме психика человека уравновешенная. Даже если появляются отрицательные, негативные мысли, они уравновешиваются позитивными, и часто положительные немного да перевешивают. От искусства также многие ожидают, что оно будет показывать негатив более завуалированно, и добро будет в нем побеждать зло.
В сериале правда показана еще более утрированно и жестоко, есть усиление зла, как будто нарочно добавили гротеска и черных красок, а отрицательные персонажи становятся главными героями. С одной стороны, здесь персонажи не романтизированы, они сталкиваются с последствиями своего образа жизни. С другой стороны, главные герои — все-таки злодеи, мы не видим здесь полностью позитивных героев.
Я думаю, режиссер исходил из положительного мотива, но многие вещи показаны преувеличено. К сожалению, не все дети способны отделить правду от художественного вымысла, и не всегда понимают посыл режиссера. Конечно, в таких фильмах нужно показывать, что зло будет наказано, но концовка еще не известна зрителю — сериал не завершен.
Провоцируют ли подобные фильмы, игры и так далее агрессию со стороны ребенка, на 100% предсказать нельзя. Мы не можем говорить с вами о том, что, посмотрев фильм, подростки пойдут кого-то избивать. Мы можем уверенно сказать только о том, что не всегда они смогут сделать выводы, что так повторять нельзя. Здесь главный вопрос в том, какие установки дали ребенку родители, на какие модели поведения он ориентируется. Ценности, которые в семье не были привиты, очень быстро будут компенсированы ценностями чужих людей, в том числе через соцсети и кино. И это, безусловно, начинается с подросткового возраста.
То, что у сериала ограничение 18+ — это правильно, но, его все равно смотрят подростки. Буквально недавно я разговаривала с одним папой, у которого 12-летняя дочь смотрит сериал «Слово пацана. Кровь на асфальте». Причем, ее отец, который сам вырос в это время, утверждает, что в сюжете все преувеличено и показано в более темном цвете. Возможно, сериал и задумывался как назидательный, но подросткам его лучше не показывать, потому что в нем главные роли отведены отрицательным персонажам.
Мы не можем полностью оградить подростка от внешнего мира и запретить ему просмотр сериала. Но важно помнить, что ответственность за поступки подростков обычно ложится на родителей».