К моменту рождения ребенка все отделы его нервной системы (головной и спинной мозг, периферические нервы, проводящие импульсы от мозга к мышцам и органам и обратно) уже сформированы, так что дальнейшее развитие идет за счет созревания коры головного мозга. У новорожденного малыша поверхность полушарий головного мозга сравнительно гладка, извилины и борозды находятся в зачаточном состоянии. По мере того как кроха будет осваивать новые виды деятельности, познавать окружающий его мир, количество извилин и борозд будет увеличиваться, также будут устанавливаться и улучшаться связи между отдельными участками центральной нервной системы. Интенсивней всего созревание коры головного мозга происходит в течение первых трех лет жизни, а ее развитие продолжается всю жизнь. И чтобы постоянно появлялись новые извилины, совершенствовались связи между отделами центральной нервной системы, не только ребенку, но и взрослому необходимо постоянно приобретать новые знания, навыки и умения.
Первый раз невролога надо посетить, когда ребенку исполняется 1 месяц. Затем, пока малышу не исполнится 1 год, плановые осмотры проводятся каждые 3 месяца. После 1 года — раз в год. И хотя непременный атрибут невролога — специальный молоточек, которым он проверяет сухожильный рефлекс, для оценки состояния малыша это не главное. Доктор прежде всего проверяет наличие и угасание безусловных рефлексов и появление условных, оценивает развитие малыша.
От рождения до года
Первые 2 месяца после рождения малыш привыкает к новым условиям. Хотя нервная система у него незрелая, безусловные, или врожденные, рефлексы (например, сосательный, поисковый, хватательный, опоры и автоматической ходьбы) хорошо развиты. Подобные непроизвольные реакции нервной системы на раздражение, возникающее внутри организма или снаружи, помогают крохе приспособиться к новым условиям жизни и установить контакт с окружающей средой. Проверяя их, можно судить о том, как идет развитие нервной системы. Ведь когда начинает развиваться кора головного мозга, она берет под свой контроль основную часть нервной системы и безусловные рефлексы должны угаснуть и уступить место условным. Самые элементарные из последних вырабатываются к концу 2-го месяца жизни: например, ребенок успокаивается, оказавшись на руках у мамы или услышав спокойную музыку.
Головной мозг новорожденного весит около 400 г. К 9 месяцам вес мозга удваивается, к 3 годам — утраивается.
В 3‒6 месяцев усложняются связи между отдельными участками нервной системы. Чтобы постоянно их совершенствовать, крохе надо получать все новые и новые впечатления, осваивать новые движения. Неслучайно природа устроила так, что именно в это время у малыша появляется потребность общения с взрослыми. А так как общаться и заявлять о своих нуждах грудничок пока может только плачем, то последний меняется в зависимости от ситуации. Чтобы пополнить «копилку» впечатлений, во время бодрствования носите карапуза по квартире и называйте предметы, которые он видит.
В 5 месяцев появляется неосознанный лепет. Это еще не речь, малыш только пробует произносить звуки и слоги.
Во втором полугодии жизни кора головного мозга продолжает развиваться быстрыми темпами. Благодаря этому ребенок дольше бодрствует, соответственно, получает больше новых впечатлений, а значит, усложняются и появляются новые связи между различными участками нервной системы. В результате приобретаются новые навыки и реакции.
Например, в 6‒8 месяцев ребенок может самостоятельно сидеть, у него возникают тревожные реакции на незнакомцев. Учите малыша повторять за вами движения, сопровождая свои действия просьбами: «покачай головой», «похлопай в ладошки» — и скоро малыш начнет делать то, о чем вы его просите, без вашей подсказки.
К 8 месяцам кроха хорошо ползает, встает в кроватке, держась за опору, и начинает ходить по кроватке, перебирая по опоре ручками. Движения все больше и больше усложняются: ребенок катает мяч, тянет за веревочку, нажимает на кнопку звонка, вкладывает мелкие предметы в крупные.
В 10‒12 месяцев закладываются основы речи. Приходит пора формировать пассивный словарный запас, так как начинается стадия «все понимаю, но сказать пока не могу». Когда ребенок что-то требует, делайте вид, что его не понимаете, переспрашивайте, говорите, что надо сказать: «Скажи — «пить», «дай», «пойдем». Учите малыша на вопрос: «Где собачка, шкаф, кроватка?» показывать на них, а у игрушек находить нос, руки, ноги, рот и т.д.
В этом возрасте малыш свободно перемещается по квартире, достает и обследует все, что попадается на его пути. Рассматривая вместе с ним книги, рассказывайте, что нарисовано на картинках, учите его общаться с другими детьми и взрослыми.
Возраст 1-2 года
У ребенка созревают оболочки нервных волокон, по которым проходят двигательные импульсы, специалисты говорят, что происходит миелинизация. Благодаря этому, например, к 1,5 года малыш уверенно взбирается на стулья и кресла, а к 2 годам шаткая походка становится уверенной, кроха начинает быстро бегать.
Так как отростки нервных клеток разветвляются и охватывают все больше участков коры головного мозга, отделы нервной системы начинают работать более согласованно. В итоге ребенок может одной рукой цепко удерживать игрушечного зайца, а второй при этом трясти погремушку. Понемногу развивается координация движений и слаженные движения различных мышц. Развивается крупная моторика. Ребенок держит в руках предметы, не роняя их. К 2 годам он может ловить брошенный ему мяч и кидать его обратно.
Усложняются и игры. Если в год карапуз с азартом гремит крышками кастрюль и разговаривает по игрушечному телефону, явно копируя действия взрослых, то к 2 годам в играх появляется несложный сюжет, определенная последовательность действий. Малыш может накормить куклу и уложить ее спать, держать машину одной рукой и загружать в нее песок. К тому же кроха начинает играть вместе с другими детьми.
В этом возрасте происходит и еще одно знаменательное событие: у ребенка появляется речь. Он осознанно произносит те или иные слоги и прекрасно понимает, что мама — это «ма», а бабушка — «ба». Чтобы карапуз заговорил целыми словами и начал понимать обращенную к нему речь, у него должна сформироваться связь между словом и его смыслом — так называемая вторая сигнальная система, которая есть только у человека. До года дети не очень хорошо понимают то, что им говорят, и реагируют не на слова, а на запахи, интонацию, прикосновения, ощущения (это первая сигнальная система, которая есть и у животных). Поэтому свои слова надо подкреплять четкими жестами, стараться, чтобы речь всегда была эмоционально окрашена. Но к 2 годам, чтобы малыш не совал палец в розетку, маме уже не надо оттаскивать кроху от нее, достаточно просто сказать: «Нельзя!»
В 2 года начинается самый болтливый период — ребенок без умолку тараторит, порой на своем собственном «птичьем» языке. Чтобы речевое развитие не задержалось, взрослым важно не сюсюкать, не искажать слова, а произносить их правильно, говорить отчетливо.
Возраст 3‒4 года
Малыш уверенно координирует свои движения, хорошо удерживает равновесие. Его можно учить танцевать, ходить на лыжах, кататься на коньках. Развиваются мелкие движения рук — мелкая моторика. Кроха учится застегивать и расстегивать пуговицы, собирать пазлы из мелких деталей, рисовать, лепить. Заодно развитие мелкой моторики стимулирует речь, ведь на ладошке расположены периферические центры речи. Налаживается совместная работа мышц губ, языка, нёба и других органов, участвующих в образовании звуков, и ребенку становятся подвластны многие звуки, которые раньше он не мог произнести. За счет этого его речь становится четкой и понятной. Способность к обобщению знаменует новый этап умственного развития. За счет этого расширяется словарный запас: появляются синонимы и такие слова-обобщения, как посуда, одежда, транспорт.
Но необходимо учитывать, что в этом возрасте процессы торможения еще недостаточно сформированы и кроха еще не может подолгу сосредоточиться на выполнении задания. Удержать его внимание можно максимум на 10 минут. Здесь важно не переусердствовать и не перегрузить карапуза новыми знаниями, стараясь развить его способности, иначе он может переутомиться.
В 3 года малыш начинает осознавать себя как самостоятельную личность, от него постоянно можно услышать: «Я сам!» Он пробует самостоятельно одеваться и раздеваться, причесываться, мыть посуду, пылесосить, вытирать пыль.
Ближе к 4 годам наступает период вопросов: ребенок активно общается с другими людьми и хочет получить от них интересующую его информацию. Кроме того, в этом возрасте малыш уже активно общается со сверстниками и учится выстраивать отношения с окружающими его людьми.
Перинатальная энцефалопатия
Каждому десятому новорожденному в первые дни жизни ставится диагноз «перинатальная энцефалопатия». Какие нарушения он в себя включает и как их можно компенсировать?
Перинатальная энцефалопатия (ПЭП) — это международный диагноз, в который входят все неинфекционные поражения центральной нервной системы, возникающие во время беременности, родов или в возрасте до 1 года. Чаще всего к ним приводит гипоксия — нехватка кислорода, на втором месте — родовые травмы. Из-за недостаточного развития структур или элементов головного мозга у малыша может обнаружиться повышенное внутричерепное давление, синдром повышенной нервно-рефлекторной возбудимости, двигательные нарушения. В первом случае сильно выбухает большой родничок и быстро увеличивается окружность головы, во втором — у малыша возникают проблемы со сном, сильно дрожат конечности, при высокой температуре могут развиться судороги. В третьем — повышен мышечный тонус, безусловные рефлексы не угасают к положенному сроку. Для оценки работы мозга и сосудов ребенку делают нейросонографию (УЗИ головного мозга через большой родничок) и электроэнцефалограмму.
Чаще всего ПЭП вызывает лишь легкие нарушения. Компенсировать их помогают массаж, лечебная физкультура, хвойные и соляные ванны. При более серьезных нарушениях ребенок наблюдается у педиатра и невропатолога. В таком случае назначается еще и медикаментозная терапия.
Видео: Что такое «синдром внутричерепной гипертензии» и от чего он возникает у детей разного возраста?
Больше полезных и интересных материалов о детском здоровье — в нашем канале на