Научить ребенка читать — желание многих мам. Крохе покупают азбуки, буквари, новомодные книжки с наклейками. Он запоминает буквы, но читать все равно не получается. А как же учили детей раньше?
По складам
Склад отличается от слога. Это разные понятия. Русский слог может содержать от одного до десяти букв (взрыв, взгляд, расстройств). Складом же считается слияние согласной с гласной (ДЕ, МА), отдельный гласный в качестве слога, отдельный согласный (в закрытом слоге), согласный с любым знаком (РЬ, БЪ…). Например, МА-ШИ-НА, ПИ-РО-Г, А-И-С-Т и так далее.
«Все, что мы произносим, — это комбинации из пары гласный — согласный, — поясняет Николай Александрович Зайцев. — За согласным обязательно следует гласный звук. Он может не обозначаться на письме, но он есть. Наши предки чувствовали это и ставили „ъ“ в конце существительных, оканчивающихся на согласный».
Склады — это далеко не изобретение наших дней. Гораздо раньше дети специально заучивали наизусть: «Буки», «Аз» есть «БА»; «Веди», «Аз» есть «ВА». Складовый принцип обучения проще и доступнее для ребенка. Он понятен ему почти с рождения: пытаясь произнести первые слова, реебнок никогда не делает это по буквам. Ему не нужно стараться связать одну букву с другой, он делает это и раньше, в период лепета.
Кубики Зайцева снимают основную проблему в обучении чтению: ребенку не обязательно понимать, как именно одна буква сливается с другой, образуя слог.
Неделимый звуковой код делим мы, когда решаем, что ребенку пора познакомиться с чтением. Это сложно, особенно если ребенка учат не звукам, а буквам. В книге написано «мама». Даже это простое слово ребенок должен был бы произнести как «эм — а — эм — а», а в лучшем случае как «м — а — м — а», что тоже не называется чтением. Чтобы научиться читать, ребенок должен сделать открытие — понять, как одна буква соединяется, сливается с другой. Это не под силу двухлетнему ребенку. В методике же Зайцева таких проблем нет — он предлагает запоминать готовые склады.
Что придумал Зайцев?
Педагог-новатор, окончивший филфак ЛГПИ им. Герцена, Николай Зайцев предложил разместить склады на гранях кубиков и на таблицах. Теперь методика не такая скучная, доступна для маленьких детей, а кроме того, она затрагивает три сенсорные зоны: слуховую, зрительную и тактильную, что особенно важно в обучении детей.
Внутри кубиков со складами помещается различный наполнитель. Это деревянные палочки или горох — для кубиков с глухими звуками, это металлические крышки от бутылок для «звонких» кубиков и колокольчики для кубиков с гласными звуками. Раскрашены кубики тоже не случайным образом. «Золотые» (желтые) — для складов с гласными, «железные» (серые) — для звонких гласных, «деревянные» (коричневые) — для глухих складов, один серо-коричнево-бело-зеленый и бело-зеленые — для знаков.
Кубики разные по размеру: большие, большие двойные (склеенная пара) — для твердых складов; маленькие и маленькие двойные — для мягких. Правда, Зайцев не считает склады твердыми и мягкими, он говорит: «Ну что здесь твердого и мягкого? А вот большое и маленькое есть! Сравните, как раскрывается рот, когда вы говорите „БА“ и „БЯ“, „У“ и „Ю“, „О“ и „Е“. По этому принципу кубики и различаются». Считается, что кубики собраны правильно, если их можно поделить на 12 групп с завязанными глазами: около 60 кубиков отличаются по 46 признакам!
Игра в кубики
Интересно, что новатор настаивает, чтобы все кубики предлагали ребенку сразу. Первое знакомство, да и все последующие, — игра, песни, общение, движение. Каждый кубик мама пропевает своему ребенку: «Б — БА — БО — БУ — БЫ — БЭ!» Обучение чтению, соединенное с пением, идет намного быстрее и радостнее. Малыш приносит маме разные кубики и слушает их звучание. Дети могут лазать по канату или висеть на шведской стенке и учиться читать. К кубикам прилагаются таблицы, по которым пропевают и прочитывают склады, показывая на них указкой.
Все игры, которые можно использовать, трудно перечислить. Вот зверюшки готовятся к обеду. Тут же из кубиков появляются слова «суп», «макароны», «плов» — слова прочитываются, склады пропеваются. Щенок съел суп. И вот уже пьет чай. Кто придет к нему на чаепитие? «МЬ — МЯ — МЕ — МЮ — МИ — МЕ» — звенит маленький кубик. МИ — один слог найден. «Ш — ША — ШО — ШУ — ШИ — ШЕ» — двойной кубик поворачивается к ребенку разными боками и останавливается на месте: «ША»! Миша придет к щенку…
Кубики сопровождают ребенка, когда он ест: из них пишут продукты, название посуды; они расставляются на полке перед сном, провожают малыша гулять. Ребенок пишет слова, разгадывает ребусы, составляет цепочку слов, отыскивает нужные кубики. Вообще обучение чтению по методике Зайцева происходит через письмо. И первое слово, которое пишет ребенок, это, конечно же, его имя.
С написанием первых слов ребенку можно предлагать карточки с разделенными на склады словами, игры-ходилки с подписанными таким же образом героями, самодельные книжки и стенгазеты, альбомы с фотографиями. Можно попросить малыша выложить кубиками слова, которые написаны на карточках.
Он читает!
Читать в год малыш, конечно, не сможет. Ребенок показывает на кубиках, где написано слово, которое вы называете, у него может получиться самому составить слово.
Если кубики войдут в жизнь ребенка накануне его второго дня рождения, то спустя несколько месяцев малыш прочтет первое слово — читать книги самостоятельно еще слишком рано.
Если малышу три — три с половиной года, то любое незнакомое слово он осилит уже через месяц. А через год порадует вас прочтением текста. К четырем годам он будет психологически и физически готов к таким занятиям.
Что читать будем?
Зайцев просит методистов, воспитателей, учителей и, конечно, родителей предлагать детям только тексты, написанные хорошим языком, интересные, обогащающие, красивые. Тогда дети будут тянуться к книгам. Можно предложить детям русские народные загадки, потешки, поговорки, скороговорки. В таких коротких фразах отражается красота языка и мудрость народа. Авторские же загадки Зайцев в большинстве случаев не одобряет, критикует их. «Белая вата плывет куда-то, чем вата ниже, тем дождик ближе» — пример «плохой» загадки. Николай Александрович говорит, что из облака не идет дождь, а тучи не бывают белыми. Итак, относитесь внимательно к выбору материала для чтения детей!
Кубики Зайцева очень подходят левшам. Они воспринимают склад целиком, аналитические способности же этих детей, как правило, слабые. Методика хороша и для детей с нарушением эмоциональной сферы, аутичными чертами характера.
И все же…
Но и в этой системе обучения есть некоторые нюансы, которые считаются спорными. С одной стороны, Зайцев утверждает, что кубики помогают решить логопедические проблемы. Если ребенок не выговаривает какие-то звуки, то нужно поработать с соответствующими кубиками. Но ведь часто этого недостаточно. А зрительное закрепление неправильного произношения может привести к фонематическим ошибкам в дальнейшем. Ребенок произносит звук «Ч» как мягкий «Т», запоминает письменное обозначение, не делая особой разницы между буквами, и в его тетрадке появляется слово, которое он не «проходил» на кубиках: «мальчик» с ошибкой — «мальтик».
Это замечание касается любой методики раннего знакомства с чтением. Следует учитывать рекомендации методистов по поводу начала обучения. Ребенок по крайней мере должен уметь правильно произносить звуки.
Больше полезных материалов о детском развитии — в нашем канале на Яндекс.Дзен.