Мы столкнулись со следующей проблемой. Моя 10-летняя дочь играет в шахматы. Играя против сильных и более старших по возрасту соперников она постоянно испытывает чувство страха. Это порождает слабые ходы и нелепые ошибки. Занятия и советы тренера не имеют никакого толка: страх перед сильными соперниками не проходит. Что вы нам можете посоветовать в этой ситуации?
Вероника, по электронной почте
Часто старшие по возрасту люди воспринимаются нами как проекция родительских фигур. Если вашу дочку кто-то из взрослых (вы, бабушки-дедушки, тренер или учитель) очень пугает, если вы строги с ней, авторитарны, чрезмерно требовательны, то она будет это чувство переносить и на старших соперников.
Если вы хотите, чтобы она стала увереннее в себе, то важно перестать быть такими огромными, властными и опасными для нее взрослыми. А из того страха, что уже создался, можно сделать упражнение, помогая ей встретиться с ним и уменьшить его. Попросите дочку нарисовать (или рассказать вам, если она совсем не рисует) себя в образе какого-то животного, сказочного персонажа, предмета в тот момент, когда она боится соперников. Например, она нарисует себя маленькой напуганной мышкой. Потом по тому же принципу попросите ее изобразить соперников по игре. Например, они будут огромным танком, или драконом, или слоном. После этого вам важно сказать, что когда расклад таков, бояться естественно.
А теперь попросите ее нарисовать себя в любом образе, когда она, например, с кем-то другим в каких-то других ситуациях чувствовала себя очень сильной, почти непобедимой (например, всадницей на коне), а потом представить себе и нарисовать соперников в шутливом виде. Когда они, например, забыли причесаться, вышли на улицу сонные и немытые, или у них сбоку висит нелепый бант, или они надели клоунские штаны. Словно они бродяги, например. И тогда сказать: «Конечно, когда ты всадница, а они — бродяги, тебе не страшно». Это упражнение помогает сделать соперников просто живыми людьми, с их слабостями и глупостями, а для себя вспомнить, что ты смелый, и присвоить себе свою силу. Важно только, чтобы образы она придумывала сама, чтобы они были рождены ее фантазией.
Больше полезных и интересных материалов о детской психологии — в нашем канале на