Кто из нас не знает Золушку — образец женственности и просто добрую историю о любви. На этой сказке росло наше поколение и поколение наших бабушек, а сегодня (благодаря современным экранизациям и красочным переизданиям) о ней знают и наши дочери. Но так ли проста эта история и какую опасность может таить в себе сказка про девушку в грязном платье, которая стремительно взлетела по социальной лестнице? Разберемся с экспертом.
Времена меняются, сказочные сюжеты — неизменны
Жизнь среднестатистического человека 100, 200 лет назад сильно отличается от нынешней. Технический прогресс и бурное развитие медиа с бешеной скоростью изменили все, в том числе и общечеловеческие ценности, жизненный уклад.
И теперь некогда добрые сказки и легенды могут транслировать неверное отношение к миру, неверную позицию. Сказочный сюжет — информация об определенных моделях поведения и способах развития ситуации, часто не соответствуют действительности. И пусть сто лет назад такая героиня была бы образцом для подражания, но сегодня она навряд ли добьется успеха и сможет реализовать себя в современном мире.
Золушка была написана во времена патриархата, который пропагандировал идеал покорной и пригодной для манипуляций женщины, которая рождена, чтобы продолжать род, заниматься домашним хозяйством и любым низкоквалифицированным трудом.
Но одно дело подчиняться мужчинам и проявлять все качества жертвы, когда ты живешь в патриархате, и совсем другое, находиться в такой позиции в 2022-м году.
Как сказки влияют на подсознание
Сами по себе сказки, конечно, не травмируют детскую психику. Кто-то из нас в итоге превращается в жертву (вроде Золушки), а кто-то остается здоровой личностью. И дело не в том, что вторые сказок не читали.
Сказка (сама по себе) не закладывает в человеке травму. Она только закрепляет тот паттерн, который у него уже есть — в силу обстоятельств, которые разворачиваются вокруг него в детском возрасте.
То есть не сказка «привлекает» травму, а уже имеющаяся травма притягивает к человеку соответствующие сказочные сюжеты и становится сценарием его жизни.
Например, девочка, которая растет в условиях повышенной родительской опеки, не может гулять наравне со сверстниками, оберегается от любых «нежелательных» ситуаций, по умолчанию будет любить сюжеты из сказок вроде «Рапунцель» — когда девушку из башни спасает принц (хулиган) и они сбегают в поисках счастливой свободной жизни.
Чем опасна история про Золушку
Сказка о Золушке — миф о «хорошей девочке», который говорит: если молчать, терпеть и хорошо себя вести, то жизнь непременно тебя за это вознаградит. Излюбленный сюжет многих родителей, который они используют в своих манипулятивных целях.
Стоит эта девочка у раковины с губкой в руках и сама себе пытается внушить, что нормально — подчиняться и терпеть, нормально делать работу, на которую ты не согласен. Ведь ты же девочка. И образ прекрасной Золушки встает в голове. Только вот годы идут, богатый принц все не спасает, или же и вовсе попадаются одни «драконы».
А самая большая проблема заключается в том, что такие повзрослевшие девочки даже не понимают, почему так происходит. Списывают все на превратности судьбы или на популярную сегодня «детскую недолюбленность». А сами просто находятся в заложниках у собственного подсознания и следуют (неосознанно) за призрачной мечтой, которая так никогда и не исполнится.
Поведенческие сценарии Золушки
игнорирует свои чувства и желания;
занимается нелюбимой работой, делает то, чего не хочет;
нет опоры: папа не поддерживает и не защищает от мачехи;
обесценивается ее личность, самоценность, и она принимает это;
изо всех сил пытается заслужить одобрения;
находится в реактивной позиции (пассивная);
нет права голоса. Золушка скромная и безвольная;
модель «терпи, молчи и выйдешь замуж»;
принцу неважно, как она выглядит — он не запомнил ее.
Ложные ориентиры, которые дает сказка:
чтобы стать счастливой, нужно молчать и много работать;
рано или поздно появится фея, которая вознаградит за все превратности судьбы;
платье и туфли могут из кого угодно сделать красавицу;
мужчины любят только красивых женщин;
чтобы стать счастливой, обязательно нужен принц.
И эти ложные ориентиры сказочной индустрии действительно сбивают девочек с толку, особенно когда родители начинают использовать их в своих целях, цементируя в подсознании дочерей неправильную программу. Например: «Кто тебя, неряху, замуж возьмет? Нужно быть хозяйственной», «А Золушка была скромной и послушной, потому и замуж за принца вышла». И это не фантазии психолога, это реальные клиентские истории.
И что теперь, не читать?
У сказок, сказкотерапии большой потенциал, с точки зрения работы бессознательного. Это уникальный инструмент, который пока используется не по назначению. Читать сказки можно и нужно, только делать акцент стоит на правильных вещах, подсвечивать те стороны истории, которые в современном мире могут положительно повлиять на формирование личности ребенка. Не стоит прививать детям ложные ориентиры.
Так, в сказке о Золушке фокус точно должен быть не на безвольности и покладистости, а на том, что чудеса возможны, если в них вкладываться. Ведь успех Золушки случайным не назовешь. И ролевой моделью искренности и бескорыстия она тоже не является. Это самая настоящая манипуляция (даже если мы допустим, что делала она все это неосознанно).
Судите сами: прежде, чем отправиться за принцем, нужно обеспечить себя роскошным платьем и каретой. Надеть корону. Приехать на бал, на котором ты еще никогда не была. И Золушка это делает без капли стеснения, а значит, отдает себе отчет, что имеет на это право.
Понравиться не только принцу, но и стать вхожей в его круг. Золушка абсолютно легко, без терзаний, выдает себя за ту, кем не является. И в финале, когда оказывается, что Золушка — безродная самозванка, принц закрывает на это глаза — ведь он уже влюблен.
То есть, только после конкретных шагов, которые девушка сделала по направлению к своей цели, появляется шанс на то, что чудо станет возможным. Иными словами, чудо — чудом, а рассчитывать надо на себя.
Вывод:
Не все в сказках лежит на поверхности. И не всегда стоит бездумно полагаться на автора, будь это даже величайший классик литературы. Чтобы чтение принесло ребенку истинную пользу, можно использовать элементы сказкотерапии — они способны спровоцировать мощную работу подсознания, помочь ребенку прожить многие ситуации, с аналогами которых он столкнется во взрослой жизни.
Будет замечательно, если у вас найдется время поговорить с детьми после прочтения и обсудить детали. Задать вопросы по прочитанному, выделить основной алгоритм действий героев, заложенный в произведение.
Попробуйте предложить сравнить поведенческие сценарии из сказок с тем, что сейчас происходит в мире. Сегодня важно научить детей быть мобильными и подстраиваться под среду — выбирать из десятков сценариев именно тот, который наиболее подходит к конкретной ситуации и при этом соответствует целям человека. Ведь как показала практика последних лет, умение адаптироваться — стратегия успеха.
Выполняя эти простые действия после чтения, можно достигнуть гораздо большего эффекта по сравнению с обычным чтением вслух, и носить этот эффект будет терапевтический характер.