Систем обучения детей чтению существует довольно много. Идеальной и безупречной еще не придумали, и, по всей вероятности, не придумают. Каждый ребенок индивидуален и то, что хорошо для одного, неинтересно и скучно для другого. Но дело не только в этом. Можно учить читать целыми словами, но эта методика не очень оправдана для русского языка, в котором нет такого расхождения между написанием и чтением, как, например, в английском, поэтому учить зрительный образ всех слов нецелесообразно. Некоторые родители все еще готовят детей к школе по традиционной методике, анализируя звуки, разделяя их на гласные и согласные, звонкие и глухие, а главное на мягкие и твердые. Это хорошая, но сложная методика для раннего обучения чтению. Проще всего учить читать целыми складами.Игра Воскобовича «Складушки» хороша для малышей, которые любят смотреть картинки в книжках, слушать стихи и песенки. Таким малышам обучение чтению по иллюстрированным карточкам будет в радость.
Вова-рева, Боря, овечки и другие
Инженер-физик по образованию и педагог по призванию Вячеслав Владимирович Воскобович предлагает двадцать одну карточку – называются они «Складушки» – для обучения чтению. Первая карточка, самая главная, содержит только гласные звуки. В центре располагается рисунок, на котором изображены дети. Мальчик и девочка собирают гласные звуки в лукошко. Вокруг летают «окошки в мир», внутри которых буквы А, О, У, Ы, Э, Я, Ё, Ю, И, Е. Под рисунком располагается «главная песенка», где красным цветом выделены все ударные гласные (почти караоке!). По бокам картинки четко написаны те же буквы, что и на рисунке, но в определенном порядке: справа – гласные, которые делают стоящие перед ним согласный твердым, а слева – мягким. Остальные двадцать карточек построены по тому же принципу. Только по бокам картинки располагаются уже не только гласные, а слияние с согласными. Такие слияния и называются складами.
Все рисунки – хороший повод поговорить с малышом, развеселить его. Вячеслав Владимирович, хорошо зная детей и то, что они любят, расположил на карточках и кошечку, и щенка, и лошадку, и гусей, барабаны и новогоднюю елку, возле которой обливается слезами мальчик Вова-рева, и много всего разного и интересного. Стихи под картинками разнообразны и оригинальны. Вот щенок знакомится с зубной щеткой, трогая и обнюхивая ее, а щетка щекочет его носик и лапки. В другом стихотворении мама-комариха учит летать своего ребенка-комаренка. На страничках «Складушек» живет болтливый Коля, плаксивый Вова, барабанщик Боря – в общем, веселая компания малышу обеспечена.
Все стихи – это слова песенок, которые записаны на диске, прилагаемом к книжке с карточками. Песенки поет сам Вячеслав Воскобович (дядя Слава) и Людмила Мерзлякова (Лопушок) под гитару. Между песенками есть немного разговоров, после песенки пропеваются склады, слияния звуков, расположенных в вертикальных столбиках. Звучание очень домашнее и уютное. По мере прослушивания песенок незнакомый Вячеслав Владимирович Воскобович превращается в родного дядю Славу, а детский голосок Лопушка располагает к доверительному отношению. Ведь малыши, если и побаиваются чужих взрослых, всегда находят язык с детьми, такими же, как они сами, со «своими». Длительность записи на диске всего полчаса, но это скорее преимущество, чем недостаток. Ведь слушать его предстоит не один раз, а дети очень консервативны (понравившаяся песенка включается вновь и вновь, надоедая родителям, любимая книжка зачитывается до дыр, а заинтересовавший мультфильм просматривается уж точно не один раз).
Игра «Складушки» предназначена для детей от 3-х лет и может научить малыша читать за 5-6 месяцев, если заниматься 2 раза в неделю по полчаса. Если ребенку около 6 лет, срок может быть сокращен до месяца.
Давай поиграем – попоем и почитаем!
Все карточки игры могут быть преподнесены ребенку как домики одного городка под названием Складинск, а все герои песенок-стихов как его жители. По такому загадочному городу и предстоит путешествие вместе с мамой, дядей Славой и Лопушком. Целесообразно предлагать ребенку по одной карточке и начинать знакомство с ней с картинки.
- Рассмотрите, что нарисовано, задайте ребенку вопросы, что изображено на рисунке, что там происходит. Например, открыв страничку с буквой «Ц», спросите малыша, кого он видит на картинке. В зависимости от возраста «ученика» поинтересуйтесь, как лошадка говорит, как цокает или почему она так красиво одета (или что такое сбруя и попона). Поговорите с ним о цирке и зрителях, которые изображены на заднем фоне. Можно придумать лошадке имя, сочинить про нее короткую сказку.
- Затем начинайте работу, касающуюся непосредственно чтения. Важно четко произносить слияния, сначала – расположенные слева, потом – справа. Согласные отдельные звуки нужно читать отрывисто, а сочетания с ними так, как будто это коротенькие слова из двух букв. Только гласные звуки произносятся как буквы алфавита!
- Познакомьтесь с песенкой (точнее, с двумя песенками: первая будет смысловая, вторая – слоговая). Пропойте слова стихотворения, а затем акцентируйте внимание на звуке (в примере с лошадкой это «ц»). После небольшой паузы пропойте все слоги. Совершенно не важно, обладаете ли вы музыкальным слухом и хорошим голосом или нет: для малыша мама всегда лучшая певица. Показывайте пальчиком ребенку, какую строчку вы поете и какой слог называете. Второй раз за строчками песенки следите пальчиком ребенка. Петь песни можно с любимыми игрушками. Пусть споет мишка или кукла, а малыш показывает слияния на карточке. Можно добавить движения, чтобы долго не сидеть на одном месте.
«Складушки» можно превратить в «Лото». Для этого нужно изготовить полоски с складами (такими же, как на карточках) и играть по традиционным правилам, называя склады и отыскивая их на слух.
После этого малышу предстоит пройти еще два этапа обучения. Прежде всего, находить на карточках склады, составляющие короткие слова: например, КО-Т, РИ-С, ДЕ-Д. Сначала помогайте ему, потом пусть справляется сам. Дальше, предложите ребенку прочитать склад, который вы показываете (в качестве подсказки пропойте песенку). Когда малыш научится пользоваться этим приемом, он сможет вспоминать те склады, которые «вылетели» из его головы. После этого этапа ребенку можно давать читать отдельные слова, написанные складами, то есть с делением на слияния (например, Я- КО- РЬ или С-ТЕ-НА).
Опробовать методику можно, воспользовавшись
Очень кстати!
Вячеслав Воскобович не является сторонником раннего развития детей, выступая за своевременное обучение. Игры Воскобовича многофункциональны и универсальны, имеют разный уровень сложности.
- Для графического запоминания букв хороша игра «Конструктор» букв», серия шнуровок «Ромашка», «Снеговик», «Яблоня» научит детей словотворчеству. Из букв слова, написанного на игрушке, с помощью шнурка как соединительного элемента, можно составлять разные слова. Из «ромашки» получается и «мошка», и «мак», и «ком», из «снеговика» – «кино» или «вагон» и т. д.
- «Читайка на шариках-1» и «Читайка на шариках-2» созданы для тренировки навыков чтения. Попеременно загибая уголки, ребенок получает разные слова: на одном маленьком «пяточке» можно прочитать четыре слова, а в целом в игре – больше сотни.
- «Геоконт» – рисование шнурками на поверхности с гвоздиками – и «Квадрат» («вечное оригами») позволяют закрепить знания о геометрических фигурах.
- «Кораблик Брызг-Брызг» полезен для тренировки счета и развития мелкой моторики, формирования цветового восприятия.
- «Математические корзинки» – пособие по математике! – представляют собой вкладыши с грибками для понимания состава чисел, тренировки в счете и сложении и вычитании. Занятие предлагается проводить в форме интересной игры с зверятами-цифрятами: Ежиком-Единичкой, Зайкой-Двойкой, Мышкой-Тройкой и др.