Ваш ребенок любит аниме? Оторваться не может от экрана? Родители нервничают и сомневаются, на пользу ли такие мультфильмы? И чему они учат? Разложим по полочкам все, что дает аниме.
Аниме всерьез вошло в нашу жизнь. Фанаты японских мультфильмов по всему миру устраивают аниме-фестивали, вживаются в образы любимых героев с переодеванием (косплей), пишут рассказы по аниме (фанфики), снимают видеоклипы на основе аниме, читают комиксы с сюжетами аниме (манга)… 60% всех мультипликационных сериалов в мире — это аниме.
Неудивительно, что такой ажиотаж может пугать некоторых родителей: непривычные образы героев, странное изображение их внешности, нехарактерные для нас верования, отсутствие привычной простой и понятной «морали» сказки, страшные изображения, проявление насилия и агрессивное поведение персонажей аниме. Как все обстоит на самом деле — давайте разбираться!
Немного истории
Аниме — это вся японская анимация со своей спецификой образов, изображения, сюжетов. Есть разные жанры аниме в зависимости от целевой аудитории (возраста, пола и пр.), от стиля (например, комедии, драмы, фэнтези, приключения), от используемых технологий (компьютерная обработка, рисунок пером или акварелью), от характера истории (например, спортсмены, волшебники-супергерои, обычные люди, сказка, притча, космические приключения).
Сюжеты для аниме берут из японских комиксов, компьютерных игр, из японской или иностранной литературы. Жанр аниме, создаваемых для детей до 10 лет, называется кодомо, о нем мы сегодня и будем говорить.
Что отличает кодомо от других жанров? Во-первых, способ изображения, учитывающий особенности детского восприятия: четкие, яркие картинки. Во-вторых, несложные, но важные темы: семья, дружба, природа, добро. В-третьих, добрый сюжет, без насилия и сцен жестокости, часто по мотивам известных нам сказок («Кот в сапогах», «Алиса в стране чудес», «Русалочка»). В нашем детстве тоже были аниме-кодомо: «Пчелка Майя», «Покемон», совместный советско-японский мини-сериал «Приключения пингвиненка Лоло». Самые популярные сейчас в этом жанре полнометражные мультфильмы режиссеров Хаяо Миядзаки, Хиромаса Ёнэбаяси, Хироюки Морита, Исао Такахата.
Опасения родителей
Многие мамы и папы настороженно относятся к японским мультфильмам. Самые распространенные страхи взрослых прокомментировала Элина Федотова — детский и семейный психолог, центр детской психологии «Август».
1. «В аниме непонятные образы, много духов и богов»
Конечно, в мультфильмах, как в любом виде искусства, отражается реальность страны, в которой они создаются, ее история, философия и мифология, так отличающиеся от наших представлений об устройстве мира. Например, в японском фольклоре, и в аниме соответственно, отражена вера японцев в духов и богов, обитающих повсюду — и в природе, и в доме. Но если нас, взрослых, может напрягать идея вездесущих богов, то для детей это, наоборот, очень естественно: они и так силой своего воображения наделяют душой все, что можно, очеловечивая неживое. Поэтому сказки и мультфильмы так понятны детям — они тоже «оживляют» неодушевленное.
Неудачное знакомство
Зачастую неприятие аниме возникает из-за того, что наше, родителей, знакомство с японскими мультфильмами началось с не самых лучших картин. Первое аниме, хлынувшее в нашу страну на видеокассетах, было мультиками для взрослых — жанр хентай, или научно-фантастическими слабо прорисованными историями про роботов и механических машинообразных существ — жанр меха. Мы привыкли относиться к анимации как к красивым картинкам — сказкам для детей, а увидев совсем не такое кино, не вдаваясь в подробности, быстро сформировали первое негативное мнение, которое могло сохраниться.
2. «В мультфильмах страшные герои, чудовища»
В наших сказках тоже есть страшные персонажи — мифологические образы смерти: Баба-яга или Кащей. Не стоит бояться того, что малыш в мультфильме наблюдает встречу героев с чем-то опасным, пугающим. Здоровая детская психика защищает ребенка, помогая разделить: это не про меня, не про мою семью, не про мой реальный мир, а значит, это не по-настоящему, и реальной опасности для меня нет.
3. «У героев непропорционально большая голова, огромные глаза»
Как ни странно, большие, выделяющиеся и выразительные глаза японские мультипликаторы позаимствовали у Диснея, чтобы лучше передать эмоции и чувства героев. В аниме по прорисованным глазам персонажа можно понять его характер, манеру поведения. Так, у положительных героев глаза большие, блестящие, светлые, а у отрицательных — часто полузакрытые, с маленькими зрачками, без блеска, прикрытые челкой. Внимание к внутреннему миру ребенка — одна из главных идей детского аниме, поэтому переживания героя зачастую «написаны» у него на лице — показаны преувеличенно и не очень реалистично.
4. «А вдруг мой ребенок станет аниме-зависимым?»
Аниме-кодомо будят воображение ребенка, которое просто необходимо для его полноценного психического развития. У дошкольников есть период, когда перевоплощение в любимого героя (папу, паровозика Томаса, кошку, Человека-паука) и стремление ему во всем подражать — и это нормально. Даже самые привлекательные мультики не сделают ребенка зависимым от них, если у него все в порядке с ощущением себя, с самооценкой, если есть друзья и другие интересы, и главное — доверительный контакт с близкими.
50 на 50
Если мы интересуемся делами ребенка, его увлечениями, можем понять, что и почему так для него привлекательно в мультфильмах, разделить с ним интересы и игры, то вряд ли у него будет потребность прятаться от реальности. Если все же ребенок предпочитает мир фантазий — это может быть случаем психологической травмы, особенностей психического развития, проявлением серьезных трудностей в общении и взаимодействии с социумом, и тогда, конечно, надо к психологу.
5 причин детской любви
Так в чем же особенная притягательность аниме для детей? Вот что говорят они сами.
1. «Красивая природа и животные»
Тема взаимоотношения человечества с природой в целом, и конкретного персонажа со стихией в частности прослеживается почти во всех кодомо. Познание мира природы для развития ребенка так же важно, как и мира людей. Поэтому образы природы — пейзажи, птицы, животные часто прописаны детально, рисунки яркие, краски сочные. Они доставляют эстетическое удовольствие зрителю. Завораживающее изображение моря и леса у Миядзаки, гор у Сугии для городских детей, часто лишенных контактов с живой природой, показывает ее важность, необходимости заботы о ней, формирует «экологичность» мышления.
Маленьким детям легче понять идеи добра и зла, радости и грусти, плохого и хорошего на примерах образов животных, которые «проще» людей.
Звери очеловечены детским сознанием, но наделены довольно однозначными характеристиками: друг, хитрый, злой, трус. Не зря в русской культуре первые сказки для малышей — про животных. Понимание таких возрастных особенностей восприятия мира в аниме тоже отражено. Так, у детей помладше нужные представление об окружающем мире, отношениях и дружбе помогают сформировать «понятные» звери: волчонок и козленок в «Ночной буре». А для ребят чуть старше появляются волшебные сказки про героев — детей, таких же, как они.
2. «Нравится музыка»
Музыкальному сопровождению в аниме уделяется большое внимание. Красивая аранжировка влияет на восприятие зрителя, создает нужные настроение и атмосферу, помогающие лучше понять ситуацию.
3. «Тут волшебство, чудеса… Как будто тоже летаешь с героями»
Мультфильмы с колдовством и магией, героями со сверхспособностями всегда были привлекательны для детей. В отличие от настоящей жизни тут можно самому быть другим — самым главным и всесильным, всемогущим волшебником, погрузиться в волшебный мир фантазии и сказки. В мультфильмах Миядзаки стихия неба, ветер — почти самостоятельные герои истории; везде есть сцены полета, ощущения от которого так приятны ребенку.
4. «Это про настоящих или почти настоящих детей, а не принцесс с принцами»
Персонажи кодомо — положительные герои, они добры, спокойны, дружелюбны, смелы, отважны, мудры, обладают огромной силой духа. Или приобретают эти качества по ходу мультфильма и закаляют свой характер. В целом тема взросления и формирования личности — одна из важнейших в японской анимации.
Через преодоление трудностей и испытаний, решая порой недетские проблемы — в поиске признания, работы, доверия, не теряя надежды и веры, герой становится умнее, увереннее в себе, самостоятельнее. Такие образцы для подражания нужны юным зрителям.
В России детское аниме представлено больше мультфильмами для девочек. В зависимости от возраста аудитории видна тенденция к изменению образа героини. Так, девочки помладше наделяются чисто «женскими» чертами личности: участливость, сердечность, бескорыстие, готовность помогать другим (например, Кики из «Ведьминой службы доставки»). В историях же, где герой — мальчик, он обладает, соответственно, «мужскими» качествами: ответственностью, смелостью (например, Поньо). Таким образом, у ребенка исподволь формируется представление о мужском и женском характере, разнице в поведении. А в аниме для девочек постарше много героинь свободолюбивых, сильных в проявлении чувств, имеющих свое мнение, решительных. Вообще фокус внимания на внутреннем мире главного героя, гуманных, пацифистских отношениях с окружающим миром отличает аниме от привычных «западных» идей накопления и приобретения статуса, богатства.
5. «Не могу оторваться»
Эмоциональные сюжеты близки юному зрителю, трогают за душу, потому что подобраны именно для этой аудитории. Детские аниме следуют верным моральным принципам, формируют правильные нравственные ориентиры добра и честности. Показывая, как прекрасен мир с добротой, отсутствием войн, заботой о природе, внимательным отношением к близким, самосовершенствованием себя. Да, не всегда можно просто и четко сформулировать «выводы» из мультфильма, но архетипические образы и смыслы цепляют бессознательно. Это видно по тому, какие чувства (светлой грусти или спокойствия) остаются в конце фильма.
Топ-10 аниме для детей
«Мой сосед Тоторо», 1988, Х. Миядзяки (0+)
«Рыбка Поньо на утесе», 2008, Х. Миядзаки (6+)
«Ариэтти из страны лилипутов», 2010, Х. Ёнэбаяси, Х. Миядзаки (0+)
«Ведьмина служба доставки», 1989, Х. Миядзяки (6+)
«Мэри и ведьмин цветок», 2017, Х. Ёнэбаяси (6+)
«Возвращение кота», 2002, Х. Морита (0+)
«Ночная буря», Г. Сугии, 2005 (0+)
«Навсикая из долины ветров», 1984, Х. Миядзяки (6+)
«Сказание о принцессе Кагуя», 2013, И. Такахата (6+)
«Кэнди-Кэнди», 1976, К. Мидзуки (6+)
Смотрим с пользой
При просмотре таких полнометражных мультфильмов ребенок переживает различные чувства, по-разному относится к происходящему, делает для себя выводы — происходит серьезная эмоциональная работа. Родители могут помочь ребенку ее сделать, предложив обменяться мыслями друг с другом, поделиться мнениями. Вместе обсудить идею мультфильма, отношения персонажей, поступки и чувства героев, сравнить себя с ними.
Можно подумать над следующими вопросами: Про что этот мультфильм? Что происходило с героем? Что он чувствовал? Почему он так поступил? Что подумал? Это было приятно/неприятно, просто/сложно? А как другим героям было? Как можно было поступить и почему? А у тебя такое случалось? Что больше всего понравилось/ удивило/ расстроило/ разозлило? Что ты для себя понял?
Можно рисовать сюжеты, образы из мультфильма, обсуждать их. Или проигрывать волнительные моменты, побыть разными героями, попробовать свои варианты сюжета.
Доброжелательно, сочувственно относясь к словам своего ребенка, мы создаем доверительные отношения. Вместе смотря и анализируя подобным образом фильмы и мультфильмы, мы учим ребенка лучше понимать себя и других людей — развиваем его эмоциональный интеллект; помогаем освоить нормы морали, нравственности и этики (обдумывая такие понятия, как дружба, добро, честность, справедливость), способствуем лучшей его социализации.
Когда мы смотрим хорошие мультфильмы — мы становимся немного мудрее и добрее.
Больше полезных материалов для мам и пап — в нашем канале на