Семь «Оскаров», в том числе и за лучший фильм, получил фантастический комедийный боевик «Все везде и сразу». В преддверии премии американской киноакадемии журналисты издания IGN подсчитали количество завоеванных за год картиной наград — получилось 158. Это рекорд в истории кинематографа, поэтому многие уже называют фильм самой титулованной картиной.
Критики препарируют киноленту, пытаясь обнаружить рецепт ее успеха. Одни считают, этому способствовал микс из модной на Западе ЛГБТ повестки, возрастной героини-азиатки в главной роли, анимешного сюжета с мультивселенными и супергероями. Другие видят в фильме глубокий психологизм, прикрытый сатирой и буффонадой. А массовый зритель просто полюбил историю (хотя в России отношение к триумфатору «Оскара» не так однозначно). О чем же картина с психологической точки зрения и почему название фильма звучит как девиз для женщины-матери среднего возраста?
Новый тип героини
Еще несколько десятилетий назад героинями фильмов были домохозяйки, бросившие вызов социуму, сделавшие из себя бизнес-леди или хотя бы нашедшие интерес в новом деле. Профессиональную повестку со временем исчерпали, и оказалось, что, например, просто рулить семейным бизнесом для женщины — недостаточно. Сегодня быть женой, матерью, дочерью и добытчицей мало. Нужно постоянно развиваться, достигать новых вершин, идти к мечте, при этом быть самостоятельной, самодостаточной, доброй, понимающей и всепрощающей.
Главная героиня оскароносного фильма Эвелин Ван (Мишель Йео) — американка китайского происхождения управляет прачечной вместе с мужем Уэймондом. У женщины проблемы с налоговой — Эвелин не сильна в бухгалтерии; проблемы с мужем — она недостаточно поддерживает и вдохновляет супруга; проблемы с отцом — не оправдала его ожиданий; проблемы с дочерью — не может найти общего языка с наследницей. При всех этих недостатках, которые тянут на клеймо «неудачницы» она вдобавок оказывает «худшей версией себя» в бесконечном количестве измерений мультивселенной, стоящей на грани гибели. Спасти мир можно. Но предстоит прокачать собственные навыки, проиграть тысячи сценариев, примириться с внутренними демонами и найти подход к каждому члену семьи. Не заложи авторы фантастическую составляющую, успех во всем и сразу при заданных переменных тоже казался бы чем-то нереалистичным.
В одном из миров Эвелин сделала карьеру и добилась небывалых высот. В других параллельных измерениях она повар-виртуоз, мастер боевых искусств, оперная певица и даже божество. В одной из вселенных она открыла секрет путешествия между галактиками. Но героиня настолько неуспешна, что это становиться даже преимуществом — ей с легкостью удается впитывать в себя опыт «других Эвелин». В общем если что-то не задалось — развивайся, ведь нет предела совершенству, утверждает картина.
Вечная тема: родители и дети
Российскому зрителю знакома проблема конфликта поколений со школьной скамьи благодаря роману «Отцы и дети». В голливудском фильме эта проблема лежит в плоскости «родители и дети». Отношения Эвелин с отцом — мистером Гонгом (Джеймс Хун) требовательным и вечно критикующим человеком, запросам которого уже не молодая женщина пытается соответствовать, — неразрешимая проблема. Героиня буквально увязла в комплексе вины, проецируя опыт собственных неудач на дочь.
Чтобы изменить ситуацию, Эвелин необходимо наконец-то сепарироваться от отца и отпустить дочь Джой (Стефани Сюй). Подросток требует внимания, признания, хочет, чтобы семья приняла ее нетрадиционный выбор. А Эвелин, взвалив на себя тяготы быта и трещащего по швам семейного бизнеса, балансирует между «старым» миром отца и «новым» — дочери.
Тем временем в альфа-вселенной одна из версий героини отправила в путешествие по мирам дочь Сознание девушки раскололось, и она превратилась в Джобу Тупаки — сущее зло. Жаждущая любви и материнской ласки, но не получающая этого, Тупаки может уничтожить мир. Только любовь и принятие смогут остановить ее. Но для этого Эвелин придется сразиться со своими внутренними предубеждениями и отпустить дочь из другой вселенной, чтобы обрести снова свою Джой.
Современное поколение, воспитывающее детей-подростков, часто находится в своей мультивселенной, далекой от интересов дочерей и сыновей. Взрослые пытаются найти золотую середину между собственными интересами, установками детей и своих родителей. О проблеме миллениалов, которые должны и родителям, и детям, сегодня рассуждают психологи. С одной стороны, на чаше весов — семья и ответственность, с другой — саморазвитие. Но насколько будет успешным выбор миллениала, зависит от сепарации: сможет ли он нести ответственность за собственный выбор и уважать выбор других. В фильме вопрос решен однозначно: Эвелин нужно принять себя, повзрослеть, перестать угождать отцу и не быть слишком строгой к дочери. Право на самостоятельную, взрослую жизнь нужно не только получить, но и дать его другим.
Дырка от пончика
«Да я в твои годы…» — эту сентенцию многие слышали от родителей и изрекают ее теперь своим детям. Не соответствовать общественным меркам и чужим ожиданиям сложно психологически. Стать идеалом проще всего в виртуальном мире, где можно получить все и сразу. Информационные потоки уносят в метавселенную, где можно путешествовать между картинками красивой жизни в соцсетях до ада в новостных лентах.
Невозможность реализоваться на все сто процентов в реальности, соответствовать ожиданиям близких повергают в апатию дочь героини из альфа-вселенной. Она путешествует в поисках чего-то безусловного, как любовь матери. Но как бы она ни старалась, пустота в ее сердце только растет и душа наполняется злобой. Она создала гигантский бейгл (пончик), куда собирается собрать опыт всех мультивселенных. Ее творение засасывает в себя целые миры, да и ее саму, словно черная дыра.
Дыра от пончика как символ душевной пустоты в информационном хаосе — еще одна метафора. Это опыт миллиардов людей в соцсетях и тотальное одиночество перед экраном. Спасти от хаоса может только единственный якорь — любовь и принятие человека таким, какой он есть.
Взгляд со стороны
Брак был одним из препятствий самореализации Эвелин в ее мире. Ее союз не одобрил отец. Своего супруга героиня считала инфантильным и безынициативным и вынуждена была тянуть все на собственных плечах. А когда он заговорил о разводе, это стало последней каплей.
Но знакомство с мужем-двойником и альфа-вселенной, исследование ошибок, совершенных этой семьей, помогли Эвелин другими глазами взглянуть на мужа и собственный брак. Суперсилой Уэймонда (Ке Хюи Куан) стала его неконфликтность и доброжелательность. Он старался примирить семью, наладить диалог. Оказалось, что и сообщение о разводе было всего лишь поводом обратить внимание Эвелин на конфликт в семье, подтолкнуть к решению накопившихся проблем. Пройдя испытания мультивселенными, героиня взглянула на свой брак со стороны и обнаружила новые грани характера спутника жизни. Выход за рамки собственных предубеждений — одна из форм семейной терапии. И, к счастью, фантастические путешествия для этого не требуются.
Разорвать привычный круг
Критики в фильме насчитали десятки отсылок к киношедеврам. Например, «эффект бабочки» возник в мультивселенных от принятых когда-то решений. А отсылка к «Дню сурка» — возможность выбраться из плена повторяющихся ежедневных ритуалов благодаря нестандартному поступку. Взрослые люди живут словно в плену обязательств, не имея возможности или желания круто изменить свою жизнь. Путь в иную вселенную в фильме открывает экстраординарное действие, например, надеть левый ботинок на правую ногу. Чем абсурднее действие, тем дальше «прыжок» в другое измерение. Авторы фильма насытили ленту образами круга (от барабана стиральной машины до пончика), который стоит разорвать, чтобы выйти за рамки. Героине приходится действовать нестандартно, преодолевая себя, чтобы добиться победы, успеха и благополучия.
Психологи твердят — выйдите из зоны комфорта, разорвите порочный круг, и тогда вы построите свой новый мир. «Прыжки» во вселенной Эвелин — тоже метафора, которая дает героине шанс изменить жизнь. Сюжет начинается в кабинете налогового инспектора и заканчивается там же, но героиня смогла найти решение. Теперь она открыта и к новому опыту, и к новым свершениям, и к своему «я», и к диалогу с близкими.
Эвелин нашла ответы на свои вопросы в фантастическом мире. Но и для реальной жизни можно кое-что перенять у киногероини: сепарироваться от родных, найти себя, прокачать навыки, изменить привычный ход жизни, попытаться понять других и стать добрее. Может, это и есть новые суперспособности ХХI века?