Некоторое время назад мы переехали в район муниципальной застройки. Часть квартир здесь предназначалась для инвалидов, и инфраструктура подчинена этому обстоятельству: пандусы и подъемники в подъездах, съезды и поручни у пешеходных переходов. Нам все это было без надобности, пока я, усердствуя с ремонтом, не упала с табуретки и не повредила колено. Вот тогда-то, став инвалидом на пару недель, я оценила и пандусы, и съезды, и поручни.
Люди, проявляющие прискорбное равнодушие к проблемам «маломобильных групп граждан», едва ли осознают тот простой факт, что рано или поздно, так или иначе, все мы оказываемся «маломобильными». Травма, пожилой возраст и даже такой прекрасный факт как родительство ограничивают возможности передвижения. Люди с детскими колясками сталкиваются с теми же проблемами, что и люди в инвалидных колясках – пусть в легкой форме, пусть на время, но с теми же: отсутствие пандусов и просторных лифтов, теснота коридоров в общественных заведениях, недосягаемость общественного транспорта.
Квест №1: выйти из дома с коляской
Даже выход из дома с детской коляской превращается в приключение-квест, если подъезд не оборудован пандусами. Пандусы нужны везде: в подъездах жилых домов, в подземных переходах, в магазинах, аптеках и поликлиниках. Если говорить о столице, то здесь ситуацию в целом можно назвать приемлемой: большинство современных зданий оборудованы стационарными пандусами, а общественно значимые заведения: аптеки, поликлиники и так далее – обязаны обеспечить доступ маломобильным гражданам. Главная московская проблема – подземные переходы, только малая их часть имеет два входа, один из которых приспособлен для колесных средств. В большинстве же переходов есть только пандусы-желоба, не подходящие по размеру практически ни для каких моделей колясок.
Евгений, отец троих детей: «Стараемся обходить переходы, искать наземные, со светофорами. Если же таких поблизости нет, коляску приходится спускать и поднимать на руках. Но я мужчина, а как справляются хрупкие молодые мамы, мне даже представить сложно».
Что же касается других городов, то там все еще менее радужно. Ольга, мать двоих дочерей: «Новороссийск - один из первых известных мне российских городов, где все присутственные места обязали сделать пандусы. Но. Не обошлось без но. Маленький магазин в первом этаже. А у дома есть высокий цоколь. Пандус нужно разместить, как я поняла, в проекции своего помещения на тротуар. И все. Пандус из полированного гранита под углом 45, а то и 50 градусов, высотой два пятьдесят... и наверху площадка метр на полметра – значительно уже, чем шасси коляски. В общем, в Новороссийске даже если пандусы сделаны с большими припусками на удачное решение – все равно это памятник, а не функциональное сооружение».
Что же делать? Если вы живете в столице, то на
Установкой пандусов в жилых домах ведают управляющие компании, куда и следует обращаться с заявлением. Если же УК не реагирует на ваше заявление, то необходимо обратиться с жалобой в Государственную жилищную инспекцию и даже в прокуратуру. Знайте: в соответствии со статьей 9.13 Кодекса Российской Федерации «Об административных правонарушениях» уклонение от исполнения требований к обеспечению условий для доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, влечёт за собой наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух до трёх тысяч рублей; на юридических лиц – от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
Квест №2: с коляской по магазинам
Не все магазины рады видеть среди своих покупателей родителей с детскими колясками. Охранники встают грудью: ты не пройдешь! Основания бывают самые удивительные:
- ширина проходов недостаточна (при условии, что в магазине пользуются проволочными тележками, по размеру сравнимыми с детской коляской);
- у коляски грязные колеса, «а у нас санитарные нормы»;
- и самая оскорбительная: подозрения в воровстве, потому что в коляске можно вывезти неоплаченный товар.
Вот, к примеру, крик души молодой мамы из города Каменска: «У нас вообще ни в один магазин с коляской не пускают. Я юрист, начала звонить по инстанциям, сказали - ходите спокойно. Но в магазин-то все равно не пускают! Я элементарно голодаю, муж работает до 9 вечера, приезжает домой в 10 вечера, а магазин до 10-ти. Ну нет в нашем районе круглосуточных».
Что же делать? В соответствии со ст.426, 492 ГК РФ договор розничной купли-продажи, заключаемый магазином при продаже товаров, является публичным договором, а следовательно, устанавливает обязанности магазина по продаже товаров, которые должны выполняться в отношении каждого покупателя. Иными словами, магазин не вправе оказывать предпочтение одному покупателю (без коляски) перед другим (с коляской) в отношении заключения договора купли-продажи.
Так что в подобной ситуации необходимо жаловаться в Роспотребнадзор: по факту жалобы будет проведена проверка, и большинство таких «локальных войн» заканчиваются победой граждански активных родителей. Однако предварительно необходимо выяснить, относится ли заведение к категории розничной торговли: для крупных оптовых магазинов, позиционирующихся как склад (например, сеть «МETRO» установлены иные правила безопасности, и не пустить туда с коляской могут на вполне законных основаниях.
Квест №3: с коляской в транспорте
В этой области Москва впереди России всей: к 2018 году все автобусы Мосгортранса будут приспособлены для перевозки маломобильных пассажиров (по крайней мере, так утверждает Правительство Москвы), да и сейчас автобусы с низкой платформой, просторной площадкой в центре салона и валидатором у средней двери не редкость. Московское метро тоже старается идти в ногу со временем: лифтами оборудовано 19 станций. А главное, появилась служба помощи маломобильным пассажирам, в том числе и пассажирам с детскими колясками.
Другие города нашей огромной страны, как часто бывает, не поспевают. Метро Санкт-Петербурга готово предложить помощь инвалидам, но мам с колясками игнорирует, а подземки других городов просто благосклонно разрешают провозить детскую коляску бесплатно. Как вы это сделаете – ваша личная проблема.
Транспортный парк большинства городов (и чем меньше город, тем печальнее ситуация) устарел или состоит в основном из крошечных маршруток, попасть туда с коляской, если это не трость, технически невозможно.
Что же делать?Если вы в Москве «по делу срочно» или живете здесь постоянно, не стесняйтесь заказывать услугу сопровождения маломобильных граждан в метро. Сделать это можно по телефону или
Если же ездить приходится по менее современному городу, то здесь есть несколько рекомендаций:
- купить слинг или «кенгуру» - пока ребенок маленький, лучше носить его на себе, это удобнее и безопаснее;
- обзавестись коляской-тростью именно для путешествий по городу;
- всегда брать с собой сопровождающего, который поможет с коляской на эскалаторе или при посадке в транспорт;
- передвигаться на такси.
Увы, вариантов немного.
Квест №4: с коляской по дорогам
Даже те, кто просто желает погулять с ребенком в коляске по парку, сталкиваются с серьезной проблемой, причем в любом городе. И эта проблема – дороги. Неровное покрытие, нечищеный снег, отсутствие съездов с тротуара и кое-как припаркованные машины – все это мешает передвижению. «Вообще никакая коляска не выдерживала за всю мою отцовскую бурную карьеру больше года, - говорит Евгений из Москвы. - Ломается всегда подвеска около колеса, из-за неровностей дороги и из-за ступеней». Ему вторит Иван, отец двоих детей, г. Дубна: «Только что отвалились передние колесики у коляски, а все из-за кривых тротуаров».
Отсутствие съездов с тротуара не только неудобно, но и опасно. Светлана, Новосибирск, мать двоих детей: «В городе не везде есть съезды с тротуара на дорогу. И если у тебя два ребенка – перейти дорогу сложно. Чтобы перешагнуть бордюр, зачастую не по правилам уложенный, нужны две руки. А рядом трехлетка, бегущая по своим делам в непредсказуемую сторону».
Что же делать? Выбирать коляску для прогулок по принципу прочности и надежности: максимальный диаметр колес, максимальная ширина колеса, максимальная амортизация. Только такая коляска выдержит рассыпающийся асфальт, вздыбленную плитку и ледяные торосы наших дорог.
Если же говорить в целом, то жизнь родителей легкой почти не бывает, и проблемы с коляской – только малая часть всех бед и неприятностей, с которыми сталкиваются родители. Поэтому нам остается только помогать друг другу, не лениться проявлять гражданскую активность и требовать соблюдения своих прав. А еще – надеяться на прогресс. В конце концов, за последние несколько лет условия для маломобильных людей стали пусть чуточку, но лучше.