Моя девочка с раннего детства была застенчивым, стеснительным ребенком. Познакомиться с новыми детьми в садике, рассказать стихотворение у доски — это было пыткой, доходило до потери сознания. Сегодня она успешна в спорте, верит в победу и умеет проживать неудачи. Расскажу, какой путь мы прошли вместе.
«Пусть сидит в сторонке и не мешает»
Первые проблемы начались в детском саду — Кира стопроцентный меланхолик, этакий Пьеро в юбке. Она медленно выполняла любые задания, часто грустила, молча глотала слезы и очень тихо разговаривала. Воспитатели привычно одергивали неудобную девочку, которая не поспевала за всеми. Ругали за то, что тихо говорит — от страха она говорила еще тише. Отчитывали за то, что медленно одевалась на прогулку — она нервничала и стопорилась еще больше. И, разумеется, не брали выступать на праздниках — она же мямлит, трясется. Пусть посидит в сторонке и не мешает.
Признаться, и я как очень энергичный человек тоже зачастую раздражалась из-за медлительности дочери. Особенно когда утром из-за этого мы рисковали пропустить нужный автобус, опоздать на учебу и работу. Зудеть я начинала еще во время завтрака и прекращала только тогда, когда она со слезами трясущимися руками завязывала непослушные шнурки.
Доходило до того, что я заставляла ее планировать каждую минуту своей жизни — записывать в блокнот и по будильнику следовать расписанию. И не дай бог одну минуту помечтать или отвлечься! Я ломала собственную дочь, не подозревая об этом. И была уверена, что закаляю ее солдатским режимом и помогаю жить в одном ритме с обществом.
Мне тяжело вспоминать все это — я вела себя категорически неверно по отношению к ребенку. Я не принимала ее темперамент и не помогала адаптироваться, а лишь заставляла подстраиваться, игнорируя индивидуальность. Понять свои ошибки я смогла только после общения с психологом. Но наш большой путь к победам над страхами начался раньше — уже тогда интуитивно я понимала, что действую в верном направлении.
«Страх неудачи крепко засел в голове»
Лет в 8 у Киры случилась глобальная истерика с диким плачем до заикания. Она кричала, что она хуже всех. Это произошло после моего предложения записаться на танцы — я подумала, что, возможно, они помогут ей раскрепоститься, стать более уверенной. Несмотря на то что это было всего лишь предложение, Кира запаниковала так, будто уже завтра ей предстоит выходить на сцену, на которой она «могла только облажаться».
Я обнимала ее, успокаивала и говорила, что у каждого человека есть талант, что не все обязаны быть успешными в любом роде деятельности и что она может выбрать какое угодно занятие по душе. Пусть это будет, к примеру, рисование — ведь здесь не надо состязаться, исключен страх провала. Но и тут она была уверена, что все будет плохо: оказывается, учитель по ИЗО поставила тройку за рисунок, потому что это «какая-то мазня». Киру это травмировало, ведь дома мы всегда хвалили ее художества, и она с удовольствием вдохновленно рисовала…
Я была в бешенстве. Ребенок в первом классе, по мнению педагога, видимо, должен был взмахом кисти копировать Айвазовского. Написала учителю, спросила, в какой картинной галерее можно полюбоваться ее шедеврами, и попросила думать, прежде чем давать неадекватные оценки творчеству. После этого я стала водить дочь на различные мастер-классы типа правополушарного рисования. Получалось отлично, эти картины до сих пор украшают наш дом. Учитель, к слову, продолжала упорно ставить дочери тройки. Но нас это уже не волновало.
Как я ни старалась уговорить дочь, ни о каких других кружках или секциях по-прежнему не могло идти и речи. Страх неудачи крепко засел в голове Киры. Я смирилась с этим, но в глубине души надеялась, что однажды она выберет что-то сама. Поэтому была просто счастлива, когда Кира в пятом классе объявила, что хочет заниматься греблей на байдарках — к ним в класс приходила тренер и пригласила на пробную тренировку. Дочь вдохновилась, сидя верхом на бревне и орудуя веслами.
Я готова петь оды этому тренеру. Настоящий педагог, который находит подход к любому! Она не равняла всех под одну гребенку, не отсеивала слабых, давая возможность проявиться каждому. Говорила мне: все развиваются индивидуально, у меня были те, кто мощно стартовал, но бросал через год, и те, у кого совершенно не получалось, но они стали мастерами спорта и чемпионами. Благодаря ей Кира в принципе осталась в спорте — если бы достался другой тренер (хотя бы один из тех, кто работает в параллельных группах), моя дочь однозначно бы не выдержала: постоянные окрики, обзывания, подначивания «на слабо»… Сюда же ходила с удовольствием, мне ни разу не пришлось заставлять или напоминать — все было по любви.
«Иди, у тебя все получится!»
Кризис случился накануне первых соревнований. Дочь внезапно заявила, что больше не хочет заниматься греблей и лучше, пожалуй, будет ходить в художку. Я поинтересовалась, не связано ли это с предстоящими соревнованиями. Кира отрицала, но я понимала, что в ней говорит страх. Вполне понятный и естественный — именно в этом я ее и убеждала. Я говорила, что это норма — переживать перед состязанием, но именно с этого преодоления начнется ее путь к победе.
Я понимала, что если она сломается на этом этапе, то дальше, за что бы ни взялась, будет бросать при первых же сложностях. Поэтому объявила: ты должна участвовать. После — независимо от результатов — разрешила бросить, если захочет.
Настал день Х. Кира была бледно-зеленой, у нее кружилась голова. Я волновалась не меньше, хотелось пожалеть, но я делала вид, что все хорошо. Провожала ее на старт, и в этот момент она так вцепилась в плот, что пальцы просто посинели. У дочери началась паническая атака, она не могла дышать. Смотрела мимо меня и повторяла: «Я не могу, не могу». Я сама чуть не плакала, но сказала: «Иди, у тебя все получится. Думай о том, как ты финишируешь и мы поедем в кино. Какой фильм ты хочешь посмотреть?» Я слышала, как она плачет в голос, пока шла на старт. И сама утирала слезы и думала: может, я зря заставила? Может, это действительно не ее спорт?
Кира пришла последней с огромным отрывом. Но тренер хвалила — ты прошла дистанцию, не упала в воду. Ты большая молодец! А она моргала мокрыми глазами и не верила, что все закончилось. Я ликовала.
Через день возобновились тренировки, но я не напоминала, решила — пусть сама определяется. Кира в нужное время стояла на пороге со спортивной сумкой. Я спросила — она остается в гребле? Дочь ответила, что благодарна мне за то, что не дала бросить секцию, за то, что теперь она чувствует свою силу и знает ошибки. Это был один из моментов, которые я буду помнить всю жизнь! Ведь отсюда у нее началась вера в себя.
«Теперь я бесконечно горжусь ее упорством»
У меня в жизни не было таких сложностей. В мои 10 лет классный руководитель считала, что у меня талант — я отлично пишу и наверняка стану журналистом. Потом она привела меня в редакцию — это было осенью 1997 года. С тех пор не прошло и недели, чтобы я не публиковалась. Мне не пришлось преодолевать, мучиться сомнениями. Я просто сразу знала, что люблю, и всегда была уверена, что я на своем месте.
И теперь представляю, каково это — быть все время последним, бороться с неуверенностью, страхом, но не бросать. Какую внутреннюю силу нужно иметь. Какой дух! Я не устаю это повторять и самой Кире, и родным, и друзьям. Я бесконечно горжусь ее упорством, ведь после тех соревнований был еще десяток, и она неизменно приходила последней, но каждый раз все с меньшим отрывом.
Чтобы вы понимали степень упорства, Кира попросила тренера разрешить ей ходить на тренировки с другой группой тоже, и все лето она занималась два раза в день 7 дней в неделю. Последние соревнования прошли неделю назад: моя дочь ворвалась в финал краевого первенства с девочками, которые старше ее на полтора-два года. И была недовольна результатом! В октябре на закрытии сезона она хочет добиться золотой медали, и я уверена, что получит ее.
Я тысячу раз повторила, прежде чем она это записала на подкорке: потолок себе ты ставишь сама. Разреши себе быть равной лучшим или даже круче их. Разреши себе их побеждать, и ты сделаешь это.
Верьте в своих детей, позволяйте им сомневаться в результате, но не в себе!