Знакомство с природой часто исключается из списка обязательных развивающих занятий, таких как чтение, письмо или счет. А зря! Сведения об окружающем мире крохе тоже нужно подавать, причем делать это не просто дозированно и системно, но познавательно и увлекательно. Ведь если новые знания найдут отклик у него в душе, они точно надолго сохранятся в памяти.
1-1,5 года
В самом нежном, казалось бы, возрасте малыш впитывает информацию о том, что его окружает, как губка. Ему хочется не только посмотреть или послушать, но и потрогать, понюхать, пощипать, погрызть… Не запрещайте ему исследовать даже таким интересным способом заведомо безопасные вещи, но помогайте: называйте все, к чему тянется кроха.
Не торопитесь хвататься за развивающие книжки и тетрадки! Ваша главная задача сейчас – расширить информацию об окружающем мире и увеличить словарный запас маленького человечка.
Практикум
1. Рассказывайте малышу обо всем, что происходит каждый день, и пробуждайте интерес: где мы бываем, что нового узнаем, чем занимаемся, что происходит вокруг? Познание мира в маленьком возрасте – это обсуждение практически всего, что встречается на пути.
2. Выделяйте какой-нибудь один объект (явление природы, детская площадка, растительность, животные и т. п.) и исследуйте его. Выбирайте предмет, многократно повторяйте его название, проговаривайте составные части, по возможности давайте потрогать-пощупать, сравнивайте и обобщайте. Постепенно, по мере накопления в памяти необходимых сведений, переходите от «я называю» к «ты мне называешь» (например, открывая утром шторы, спрашивайте: «Что это у нас там светит в окошке?»).
3. Показывайте малышу картинки с изображением различных животных, называйте каждое по несколько раз. Поиграйте в игру на запоминание и классификацию: называйте животное, и, если оно летает (птица, бабочка), малыш должен махать руками, если плавает (рыба, крокодил) – изображать, как будто он плывет, если прыгает (лягушка, кузнечик) – прыгать, если ходит на четырех лапах – хлопать в ладоши.
4. После того как вы «познакомили» ребенка с животными, проведите обобщающие занятия (для этого вам потребуются картинки или игрушки-животные). Называйте разных животных и изображайте, как они «разговаривают»: пчела жужжит (ж-ж-ж), утка крякает (кря-кря), кошка мяукает (мяу-мяу), петух кукарекает (ку-ка-ре-ку), ворона каркает (как-кар), лягушка квакает (ква-ква), свинья хрюкают (хрю-хрю), лошадь ржет (и-го-го), коза блеет (бе-е-е), собака лает (гав-гав), сова ухает (уху-уху), гусь гогочет (га-га), корова мычит (му-у-у), слон трубит (ту-у-у), лев рычит (р-р-р). Не нужно за один «урок» воспроизводить голоса всех животных. Делать это можно во время других игр или на прогулке.
В помощь: обучающие мультфильмы. Интерактивные «уроки» помогают крохе расширять кругозор практически с рождения. Например, мультики «Бэби Нептун – изучаем воду» (дает представление о том, что такое круговорот воды в природе, и знакомит малышей с океанами, морями, озерами и реками) или «Местные обитатели» (рассказывает об отличиях домашних и диких животных) из серии Baby Einstein рассчитаны на возраст от 6 месяцев! Для самых маленьких также подойдут выпуски видеопрезентаций серии «Вундеркинд с пеленок»: «Мир вокруг нас», «Природа» или «Животные».
2-3 года
Малыш пока только начинает осознавать, что кроме дома, в котором он живет, есть еще и другие дома, улицы, города и страны. Поэтому начните с самого простого – изучения его собственной комнаты. К знакомству с пространством можно приступить, составив простейшую карту «местности» (от нее потом удобно будет перейти к изучению обычной географической карты). Объясните малышу, что такое «вид сверху» на примере постройки из конструктора – пусть он заберется на стул и взглянет на свою башню. Расскажите, что предметы невозможно изображать на картах и планах в натуральную величину. Помогите ему составить план детской комнаты, затем – квартиры, после чего нарисуйте вместе карту местности вашего двора.
Теперь можно приступать к изучению окрестностей. В этом возрасте малышу уже можно и нужно показывать различные проявления красоты в мире природы: цветущие растения, кустарники и деревья, закаты и рассветы, пейзажи в разное время года и многое-многое другое. Рассказывайте и комментируйте все, что встречается на вашем пути: цветы (белые, розовые или голубые, маленькие или большие, ромашки или одуванчики и т. д.), животных (маленькая кошечка, большая собака, черная ворона), дома и детские площадки (новые или старые, высокие или низкие, из дерева, кирпича или бетона и т. п.). Берите на прогулку фотоаппарат и запечатлевайте все, что вас заинтересовало. Потом из этих снимков можно сделать фотоальбом и по нему «тренироваться»: называть объект, его отличительные признаки, местонахождение.
По миру, пока кроха еще мал, отправляйтесь путешествовать с помощью любимых сказок и мультфильмов. Например, перечитывая на ночь «Бармалея», задайтесь целью на следующий день выяснить, где же эта загадочная Африка, куда нельзя ходить гулять маленьким детям?
Практикум
1. Отправляясь на прогулку, подробно обсуждайте маршрут. Выйдя из подъезда, покажите крохе дверь и окна вашей квартиры, а отойдя немного – дом целиком. Рассказывайте, куда вы сейчас пойдете – в магазин, в поликлинику или на детскую площадку, где свернете и как вернетесь обратно (прямо, налево, налево, прямо – дом).
2. Займитесь природоведением: гуляя, изучайте деревья (показывайте, где ствол, где ветки, а где листья), насекомых (мух, стрекоз, бабочек, пауков с паутиной, дождевых червей), собирайте листья, веточки и цветочки, чтобы сделать дома гербарий, смотрите на небо и отмечайте любые изменения в погоде, слушайте шум ветра и журчание воды.
3. Давайте малышу щупать и ковырять: гладкие камушки, шершавую кору деревьев, сухие листья, мокрую после дождя землю… Так вы не только познакомите его с объектами природы, но и поможете узнать много нового о форме и текстуре предметов.
4. Начните более подробно изучать животных. Расскажите, что есть дикие звери (они живут в лесу, в горах, в пустынях), а есть – домашние животные (их место рядом с человеком). Поиграйте в игру: возьмите фигурки животных (можно от «киндерсюрпризов») и скажите, что звери заблудились. Предложите крохе помочь им найти свой дом: одних зверушек нужно отправить обратно в лес, других – в кукольный домик.
5. Наберите охапку листьев и предложите малышу рассортировать их по какому-то признаку: большие или маленькие листья, зеленые или желтые, березовые или дубовые. Расскажите ему (и покажите, подбросив листья вверх), что такое листопад.
6. Проводите «растительные» уроки: возьмите две большие чашки и немного овощей и фруктов (по одному каждого вида). Предложите малышу рассортировать их: пусть сварит в одной чашке «суп» (овощи), а в другой – «компот» (фрукты). Расскажите немного о каждом плоде: где растет, когда созревает, как собирают урожай, что из него можно приготовить.
В помощь: развивающие интерактивные пособия. Вот некоторые из популярных мобильных приложений: «Лунтик. Изучаем окружающий мир» (с любимыми мультипликационными героями малыш выполнит много увлекательных и интересных заданий и получит сертификат «Специалиста знания мира»), «Угадайка: растения» (веселая гусеница задаст сотни загадок, которые помогут узнать о растущих вокруг деревьях и цветах), «Умняшка» (в игровой форме познакомит кроху с разными видами животных и их потомством) и «Что растет на грядках» (предложит рассортировать по корзинкам овощи-фрукты и собрать яркий тематический пазл).
Занятия по знакомству малыша с природным миром хорошо приурочить к соответствующему времени года. Летом удобно наблюдать за птицами и насекомыми, собирать материал для гербариев и поделок, изучать цветы и ягоды, весной – смотреть, как просыпается природа, проращивать лук на окошке, осенью – следить за листопадом и измерять глубину луж, зимой – проводить опыты со льдом и снегом, изучать следы животных на белом покрове.
3-5 лет
Примерно в 3–4 года малыш начинает спрашивать о том, что ему интересно: используйте период «почемучества» для активного знакомства с окружающим миром! В этом возрасте он уже должен знать название родного города и адрес своего дома, различать домашних и диких животных, называть их детенышей, опознавать насекомых и некоторых пресмыкающихся (ящерица, лягушка), называть несколько видов деревьев и цветов, уметь показывать их части (ствол, ветви и листья, стебель и цветок), знать овощи, фрукты, ягоды и грибы, иметь представление о временах года и погодных явлениях.
Для более тесного контакта с природой используйте прогулки. Гулять на улице нужно каждый день! Извлекайте пользу из любых ситуаций. Идет дождь? Лужи и сбегающие ручьи – прекрасная возможность рассказать ребенку об устройстве земной поверхности, настоящих рек и озер, научить его определять исток и устье, левый и правый берега.
Приучайте ребенка замечать происходящие вокруг сезонные изменения (почки набухли – появились листочки) и наблюдать за явлениями природы (светит солнышко, льет дождь, дует ветер). Через определенные интервалы времени, например раз в две недели, приходите с ним в парк или сад и смотрите – что изменилось? Не забывайте, что малышам очень важно подкреплять теоретические знания практическими: проводить опыты, исследования, рисовать, раскрашивать, делать гербарии, макеты.
Практикум
1. Расширяйте детские знания о животном мире – играйте в «Кто где живет». Из конструктора постройте домики и подпишите: «конюшня», «свинарник», «хлев» и т. п. Расскажите ребенку, какая постройка для какого животного предназначена, и предложите ему отправить каждого «хозяина» в свой дом.
2. Собирайте листья с разных деревьев и различные цветки, засушивайте их, вклеивайте в альбом и подписывайте.
3. Запасайте желуди и каштаны, ягоды рябины и боярышника – из них можно делать замечательные бусы, чередуя ягоды в определенном порядке.
4. Наблюдайте за жизнью насекомых. Покажите, как можно сделать «муравьиную ферму» (в банку положить немного почвы с муравьями, добавить хлебных крошек и мелких веточек), дом для божьей коровки (в банку положить листья, добавить несколько капель воды и закрыть прозрачной пленкой) или паука (в пустой коробке из-под молока вырезать «окошко», положить «корм» и заклеить отверстие липкой лентой).
5. Проращивайте семена и выращивайте рассаду на балконе или подоконнике. Расскажите, что происходит с того момента, как семечко опустили в землю, до того времени, когда оно взойдет. Покажите, как растения пьют воду: поставьте в стакан белый цветок и добавьте в воду немного красной краски – через некоторое время воды в стакане станет меньше, а цветок порозовеет.
6. Заведите календарь погоды и каждый день заполняйте его. Повесьте за окном термометр и учите малыша определять температуру на улице. Расскажите, как и когда происходит смена времен года.
7. Расскажите о том, что такое горы, и сделайте мини-вулкан: из твердого картона склейте конус (верхушку срежьте). Поместите внутрь маленькую пластиковую бутылку, в которую насыпьте немного соды и сухой краски. Расскажите ребенку, что такое извержение вулкана, и покажите, как оно происходит: осторожно влейте в горлышко бутылки уксус – из него тут же потекут потоки «лавы».
8. Поиграйте в «поиск клада». Кладом может быть любая баночка с «сокровищами» (любимыми игрушки, конфетами). Нарисуйте несложную карту, и пусть ребенок при помощи ваших подсказок найдет ценности.
В помощь: тематические игрушки. Глобус и лупа, весы и бинокль, компас и телескоп помогут вам превратить прогулки в увлекательные приключения, полные неожиданных, а главное, самостоятельных открытий. Они помогут вам рассказать ребенку о форме Земли, научат его определять части света, покажут жизнь «невидимых» насекомых и привьют любознательность.
Вокруг света
Для четырехлетки географическая карта – аляповатая картинка. Скорее всего, он сумеет запомнить, что Антарктида «где-то наверху», а форма Апеннинского полуострова похожа на сапог. Но понять, что же это на самом деле такое – карта мира, сможет еще не скоро. Тем не менее знакомить ребенка с географией до школы очень полезно: он расширит свой кругозор, заучив некоторые понятия, очертания материков, названия государств и городов… Кроме того, география – наука разноплановая, она поможет узнать обычаи и традиции народов мира, а также познакомит с флорой и фауной разных стран.
Как можно объяснить крохе, что такое карта? Возьмите апельсин или грейпфрут и скажите, что наша Земля по форме такая же круглая. Если постараться, можно аккуратно снять кожуру целиком и разложить на столе – получатся два импровизированных земных полушария, Западное и Восточное. Затем переходите к обычной бумажной версии карты.
Действуйте по принципу «от большого к малому»: сначала покажите и обведите фломастером континенты, потом – самые большие острова (такие, как Мадагаскар, Новая Гвинея или Гренландия), затем переходите к океанам и морям, странам и городам.
Что еще можно сделать на домашних «уроках» географии?
- в контурных картах раскрасьте континенты разными цветами, максимально соответствующими им (например, Африка желтая, потому что там пустыня);
- на карте обведите маркером границы России и отметьте город, в котором вы живете. Покажите Москву и Санкт-Петербург, расскажите об их главных достопримечательностях. Отображайте на карте города, в которых живут ваши родственники или в которых вы с ребенком когда-то были;
- просите ребенка показать вам какой-нибудь объект на карте (например, озеро Байкал или пустыню Сахару);
- сделайте «карту животных»: на большую карту мира вместе наклеивайте изображения типичных для каждой страны животных (Антарктида – пингвины, Австралия – кенгуру и т.п.);
- читайте и учите с ребенком тематические стихи. Вам в помощь – сборник Андрея Усачева «Занимательная география. Россия. Европа» («Азбука», 2012).
- рисуйте в альбоме флаги разных стран;
- изучайте фотографии природного ландшафта каждой страны, рассматривайте достопримечательности и национальные одежды;
- готовьте распространенные блюда мировых кухонь;
- смотрите вместе разнообразные телепередачи про путешествия, которыми богаты эфиры каналов Animal Planet и Discovery, а также тематические информационно-развлекательные программы вроде «Непутевых заметок», «Мира наизнанку» или «Орла и решки».
По лесам, по долам вместе с малышом
Да здравствует долгожданное лето! Наши прогулки теперь не ограничены песочницей, скамейкой и тремя тополями городского дворика. Впереди дача, бабушкина деревня или дом отдыха. А это значит: встречи с полями, лесами, долами или даже горами! Но, чтобы прогулки на природе стали приятным развлечением, тщательно подготовьтесь к ним. Читать далее
Учим ребенка различать цвета
Для нас, взрослых, жизнь в цвете естественна. А для малышей очень важна. Поэтому овладение сенсорными эталонами, которые создало человечество, – образцами цвета, формы, величины чаще всего начинается с освоения малышом именно цвета. Как помочь ему в этом? Читать далее
Хорошие фразы, которые нельзя говорить детям
«Посмотри на свою сестру, почему ты не можешь вести себя так же», «Вот папа придет и…», - все знают, что говорить такое ребенку не стоит. Но не все знают, что некоторые, казалось бы, невинные фразы, которые мы постоянно употребляем, не менее разрушительно действуют на ребенка и ваши с ним отношения. Читать далее