В первую очередь для детей вокал необходим для общего развития. Станет ли он делом всей их жизни, покажет время. Так что ребята, которые в 8-9 лет уже знают, что музыка будет их профессией – скорее, исключение. Начинать заниматься можно лет с трех-четырех: сейчас есть много групп раннего развития, куда включен предмет «музыка». Обычно все начинается с занятий по ритму, в дальнейшем дело плавно переходит к пению, и лет в 6-7 уже следует переход на почти профессиональный уровень.
Я всем ребятам рекомендую прежде всего участвовать в тех концертах и фестивалях, где нет деления на победителей и проигравших.
Участвовать в вокальных программах, в том числе и детском «Голосе», можно в любом возрасте - все зависит от ребенка! Я видела пятилетних конкурсантов, которые замечательно поют и уверенно выступают. А вот родителям важно правильно оценить возможности малыша и нужность конкурса для него. Помните, что ребенок попадает в очень стрессовую ситуацию, ведь ему не только предстоит состязаться и выступать на публике - его прилюдно (на глазах у всех!) будет оценивать строгое жюри. Я видела, как серьезные переживания сменяются реальной нервной истерией, охватывающей всю семью. Родители, поддерживая ребенка, не замечают, как он теряет чувство реальности, перестает здраво и спокойно относиться к конкурсу. К чему это впоследствии может привести? Правильно, к психологическим травмам.
Прежде чем отправить своего ребенка на шоу, его надо правильно мотивировать (даже если участие в телепроекте – его собственное горячее желание). Я объясняю своим ученикам, что любой конкурс – это, прежде всего, опыт. То, какое ты при этом место займешь, вторично. Но почти все дети устроены так, что хотят победить, и колкие замечания вкупе со строгой критикой могут вызвать психологические проблемы. А ведь победа – не всегда удел талантливых. Судьи часто обращают внимание на индивидуальность и личные особенности. И побеждают тогда не самые одаренные, а самые яркие.
Сейчас я смотрю «Голос. Дети» с большим интересом, чем раньше. До недавнего времени сильно переживала, что дети поют слишком по-взрослому, неестественно, и неосмысленно, «выжимая» из себя взрослые приемы. Помните? Выходит малышка и поет, как Тина Тернер. А ты не знаешь, радоваться за ребенка или пожалеть его... Сейчас мое мнение изменилось: в последнем сезоне мне понравилось много детей. Кстати, должна отметить, что слепые прослушивания нравятся меньше, чем «поединки», в которых выступают по командам. Там все смотрится очень профессионально, и я хотела бы отметить колоссальный труд педагогов, которые хорошо поработали с детьми и добились таких высоких результатов. Знаю по опыту - это бывает совсем не просто!
Третий сезон? Не могу сказать, что у меня есть любимчики, потому что понравились многие ребята в командных выступлениях. Это и Таисия Подгорная, и Александр Филин, и Элина Арсенина. У Раяны Асламбековой красивый сильный голос. Ярослава Дегтярева - милая, симпатичная и приятная. Даниил Плужников поразил тем, что он очень хорошо передает голосом свое понимание музыкального материала. Чувствуется, что он пережил многое и у него большая и светлая душа. И самое главное, что есть в Данииле - это умение точно передать голосом все эмоции, которые вызывает песня, а это уже можно назвать настоящим мастерством.
В заключении хотела бы обратить внимание родителей, которые приводят своих детей на такие конкурсы, быть осторожнее с решениями: подготовка и участие в конкурсе - это сложный и волнительный процесс и для ребенка, и всей семьи. Но бывает и так, что самые большие проблемы начинаются уже после того, как шоу закончилось. На самом-то деле лишь у едичных участников продолжается активная творческая жизнь. Большинство из них возвращается к обычным будням. Кто-то принимает это легко, а для кто-то как испытание. В этой связи хочется обратить внимание на то, что повышенное внимание не всегда идет ребенку на пользу! Почему? Потому что он с детства привыкает быть лучшим, находиться на пьедестале, греться в лучах славы. А когда чудесная детская пора заканчивается, оказывается, что он совсем не «избранный», а обычный, такой как все (ведь хорошо поющих взрослых гораздо больше, чем малышей!). Поэтому популярные дети, вырастая, не всегда могут легко повторить прошлый успех. Им приходится заново адаптироваться и учиться жить, а это, бывает, ох как непросто!