Причины обращения к неврологу — одному из самых востребованных детских специалистов — бывают разными. Если у ребенка отсутствует речь или есть различные нарушения, конечно, будет назначено лечение. Но, к сожалению, динамика видна не всегда, даже если план коррекции соответствует всем классическим стандартам. Почему лечение при проблемах с речью не всегда результативно? На что обращать внимание при выборе клиники и невролога? Рассказывает основатель сети специализированных логоцентров «ДАР» и клиники речевой неврологии «ДокторНейро» Анастасия Краминова.
Завышенные ожидания родителей и эффект волшебной таблетки
Что важно понимать родителям? В первую очередь, то, что если ребенок пришел на первый прием плохо говорящим или практически без речи, думать, что через месяц-полтора внезапно утром он заговорит развернутыми предложениями ошибочно. И, конечно, в таком случае преждевременно считать, что малыш не получает хорошего лечения и нужного результата от лекарственных препаратов или реабилитации. Речь не может запуститься мгновенно, это сложный системный процесс. Для того, чтобы оценить даже промежуточные результаты должно пройти примерно 3-4 месяца.
Другая ситуация: ребенок наблюдается у специалиста примерно 4-6 месяцев, но никаких улучшений нет. В таком случае, неэффективность лечения, зачастую, связана с некорректной постановкой диагноза. И решение о смене клиники, врача и тактики лечения абсолютно обоснованно. Также родителям стоит задуматься о том, чтобы пройти более полную диагностику и обратиться к другому специалисту, если:
ребенок стал более капризным и у него наблюдается нарушение сна, режима дня, аппетита;
ему трудно концентрироваться на выполнении задания с мамой или коррекционным специалистом;
развитие как будто «остановилось» — нет новых слов, жестов, навыков и т. п.
Подобрать эффективную лекарственную терапию, реабилитацию, маршрут коррекционных педагогов можно лишь при условии верного понимания структуры дефицита конкретного ребенка. Поэтому в первую очередь нужно разобраться, почему в развитии случился «сбой» и он столкнулся именно с этими нарушениями.
Что это за дефициты?
Память, мышление, внимание, воображение, речь-все это является когнитивными функциями, которые могут быть в дефиците. Речевые навыки не строятся без фундамента, базы, необходимых высших психических функций. Если ребенку пока не о чем разговаривать, он и не будет общаться предложениями.
Случай из практики
Родители обратились в клинику после лечения у других специалистов. Ребенок заканчивал 1 класс и не был успешным в учебе. Родители обошли много врачей, малышу поставили несколько диагнозов, включая дисграфию, дислексию и СДВГ, и после назначенного лечения в одной из клиник, начались еще большие трудности: нестабильное настроение и поведение в течение дня, быстрая утомляемость. На консультации выяснилось, что ребенка водили по разным обследованиям, но никогда не проверяли сосуды шеи и головы. После полной диагностики оказалось, что с одной стороны головы проходимость сосудов и кровоток были нарушены, поэтому ребенок страдал от гипоксии. Если мозг не снабжается кислородом, то нет ничего удивительного в нестандартных реакциях, сниженной концентрации, отсутствии мотивации в учебном процессе. По факту у школьника просто болела голова и это состояние воспринималось им как привычный фон. Правильная постановка диагноза и назначение сосудистых препаратов в нашей клинике дало совершенно другой результат несмотря на то, что предыдущее лечение проводилось по всем современным стандартам и как будто было подобрано идеально. Это еще раз доказывает, насколько важна точная и полная диагностика для получения результата.
Как решается проблема, когда обращаются родители после другого врача?
Прежде всего, проводится детальное комплексное обследование, чтобы выявить нарушения конкретного ребенка. Чтобы поставить точный диагноз, привлекаются разные специалисты — детский невролог, психиатр, логопед-дефектолог, нейропсихолог, проводятся функциональная диагностика.
Почему это так важно? В большинстве случаев врач в заключениях отталкивается от классификации болезней. Среди понятных родителям — «задержка речевого развития», «расстройство аутистического спектра», «моторная алалия» и т. д. Но, похожие по звучанию и написанию диагнозы не предполагают одинаковую коррекцию. Каждый маленький пациент — это своя история и дефициты, а значит — индивидуальная схема коррекции. Подобрать эффективное лечение, реабилитацию, составить план работы с коррекционными специалистами можно только в случае правильного понимания структуры нарушения. Поэтому в первую очередь специалисты должны понять, почему организм конкретного ребенка столкнулся именно с тем или иным дефицитом.
Все эти обязательные действия помогают назначить правильную комплексную реабилитацию. Главными пунктами в лечении являются:
Работа с коррекционными специалистами. Для запуска речи необходимо всестороннее развитие ребенка. Логопеды, дефектологи, нейропсихологи формируют понимание речи, познавательные функции, проводят работу по навыку коммуникации и двигательной сферы.
Физиотерапия и аппаратные методы лечения. Например, магнитная стимуляция, биоакустическая коррекция, ТОМАТИС-терапия. Это позволит снизить прием медикаментозного лечения или совсем отказаться от него.
Медикаментозная терапия, если она все же необходима и одобрена врачом-неврологом.
Такой подход позволяет добиться нужного результата: речевые навыки и поведение ребенка соответствуют социальным нормам и помогают ему успешно встраиваться в общество.