Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Задержка речи у ребенка — причины, по которым лечение не помогает

Объясняет эксперт

8 апреля 2025
Задержка речи у ребенка — причины, по которым лечение не помогает | Источник: Shutterstock
Источник:

Shutterstock

Причины обращения к неврологу — одному из самых востребованных детских специалистов — бывают разными. Если у ребенка отсутствует речь или есть различные нарушения, конечно, будет назначено лечение. Но, к сожалению, динамика видна не всегда, даже если план коррекции соответствует всем классическим стандартам. Почему лечение при проблемах с речью не всегда результативно? На что обращать внимание при выборе клиники и невролога? Рассказывает основатель сети специализированных логоцентров «ДАР» и клиники речевой неврологии «ДокторНейро» Анастасия Краминова.

Анастасия Краминова
Неврология

Основатель сети специализированных логоцентров «ДАР» и клиники речевой неврологии «ДокторНейро»

Завышенные ожидания родителей и эффект волшебной таблетки

Источник: Shutterstock
Источник:

Shutterstock

Что важно понимать родителям? В первую очередь, то, что если ребенок пришел на первый прием плохо говорящим или практически без речи, думать, что через месяц-полтора внезапно утром он заговорит развернутыми предложениями ошибочно. И, конечно, в таком случае преждевременно считать, что малыш не получает хорошего лечения и нужного результата от лекарственных препаратов или реабилитации. Речь не может запуститься мгновенно, это сложный системный процесс. Для того, чтобы оценить даже промежуточные результаты должно пройти примерно 3-4 месяца.

Другая ситуация: ребенок наблюдается у специалиста примерно 4-6 месяцев, но никаких улучшений нет. В таком случае, неэффективность лечения, зачастую, связана с некорректной постановкой диагноза. И решение о смене клиники, врача и тактики лечения абсолютно обоснованно. Также родителям стоит задуматься о том, чтобы пройти более полную диагностику и обратиться к другому специалисту, если:

  • ребенок стал более капризным и у него наблюдается нарушение сна, режима дня, аппетита;

  • ему трудно концентрироваться на выполнении задания с мамой или коррекционным специалистом;

  • развитие как будто «остановилось» — нет новых слов, жестов, навыков и т. п.

Подобрать эффективную лекарственную терапию, реабилитацию, маршрут коррекционных педагогов можно лишь при условии верного понимания структуры дефицита конкретного ребенка. Поэтому в первую очередь нужно разобраться, почему в развитии случился «сбой» и он столкнулся именно с этими нарушениями.

Что это за дефициты?

Источник: Shutterstock
Источник:

Shutterstock

Память, мышление, внимание, воображение, речь-все это является когнитивными функциями, которые могут быть в дефиците. Речевые навыки не строятся без фундамента, базы, необходимых высших психических функций. Если ребенку пока не о чем разговаривать, он и не будет общаться предложениями.

Случай из практики

Родители обратились в клинику после лечения у других специалистов. Ребенок заканчивал 1 класс и не был успешным в учебе. Родители обошли много врачей, малышу поставили несколько диагнозов, включая дисграфию, дислексию и СДВГ, и после назначенного лечения в одной из клиник, начались еще большие трудности: нестабильное настроение и поведение в течение дня, быстрая утомляемость. На консультации выяснилось, что ребенка водили по разным обследованиям, но никогда не проверяли сосуды шеи и головы. После полной диагностики оказалось, что с одной стороны головы проходимость сосудов и кровоток были нарушены, поэтому ребенок страдал от гипоксии. Если мозг не снабжается кислородом, то нет ничего удивительного в нестандартных реакциях, сниженной концентрации, отсутствии мотивации в учебном процессе. По факту у школьника просто болела голова и это состояние воспринималось им как привычный фон. Правильная постановка диагноза и назначение сосудистых препаратов в нашей клинике дало совершенно другой результат несмотря на то, что предыдущее лечение проводилось по всем современным стандартам и как будто было подобрано идеально. Это еще раз доказывает, насколько важна точная и полная диагностика для получения результата.

Как решается проблема, когда обращаются родители после другого врача?

Источник: Shutterstock
Источник:

Shutterstock

Прежде всего, проводится детальное комплексное обследование, чтобы выявить нарушения конкретного ребенка. Чтобы поставить точный диагноз, привлекаются разные специалисты — детский невролог, психиатр, логопед-дефектолог, нейропсихолог, проводятся функциональная диагностика.

Почему это так важно? В большинстве случаев врач в заключениях отталкивается от классификации болезней. Среди понятных родителям — «задержка речевого развития», «расстройство аутистического спектра», «моторная алалия» и т. д. Но, похожие по звучанию и написанию диагнозы не предполагают одинаковую коррекцию. Каждый маленький пациент — это своя история и дефициты, а значит — индивидуальная схема коррекции. Подобрать эффективное лечение, реабилитацию, составить план работы с коррекционными специалистами можно только в случае правильного понимания структуры нарушения. Поэтому в первую очередь специалисты должны понять, почему организм конкретного ребенка столкнулся именно с тем или иным дефицитом.

Все эти обязательные действия помогают назначить правильную комплексную реабилитацию. Главными пунктами в лечении являются:

  1. Работа с коррекционными специалистами. Для запуска речи необходимо всестороннее развитие ребенка. Логопеды, дефектологи, нейропсихологи формируют понимание речи, познавательные функции, проводят работу по навыку коммуникации и двигательной сферы.

  2. Физиотерапия и аппаратные методы лечения. Например, магнитная стимуляция, биоакустическая коррекция, ТОМАТИС-терапия. Это позволит снизить прием медикаментозного лечения или совсем отказаться от него.

  3. Медикаментозная терапия, если она все же необходима и одобрена врачом-неврологом.

Такой подход позволяет добиться нужного результата: речевые навыки и поведение ребенка соответствуют социальным нормам и помогают ему успешно встраиваться в общество.

Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения