Продолжаем тему подросткового здоровья. О «синдроме самозванца», чувстве юмора и стеснительности у подростков в эфире программы «Каждый родитель желает знать» на Детском радио рассказала психолог Лариса Овчаренко.
Почему у подростков часто встречается застенчивость?
У подростков подвижная самооценка и вообще система самоотношения. У них ведь пока еще нет четкого представления о себе, поэтому они живут по принципу — как ко мне относятся, так и я к себе отношусь. И поэтому мое представление о себе меняется от того как ко мне относятся во вне, и в семье в том числе. Поэтому, исходя из того, что я еще не совсем знаю, как к себе относится — «я очень боюсь ОБЛАЖАТЬСЯ, еще и перед всем классом, а еще и быть обсмеянным, потому что СТЫДНО». И здесь эта застенчивость может проявляться как личностное качество, а может быть приобретенным, когда ребенок имел негативный опыт. Например, читал стихотворение перед всем классом и ошибся как-нибудь смешно и весь класс засмеялся, а это, например, девочка, а в классе есть мальчик, которому она хочет понравится, а над ней весь класс смеется. Девочка этот опыт интегрирует, и ей кажется, что она какая-то не такая и застенчивость в данном случае становится защитной как механизм невозможности самопроявится, предъявить себя. Потом, во взрослом возрасте это может вылиться в феномен — синдром самозванца.
А бывает такой термин у подростков «я наглый от застенчивости»
Есть такое. Когда меня ругают — я смеюсь. Учителя говорят «что ты смеешься, ты тут такое натворил, а тебе смешно?» А ребенок смеется от того, что ему жутко страшно или он вообще не знает, как совладать с собой. И смех — это защитная реакция. И застенчивость — как защитная реакция. Это реакция на реакцию. И тогда я иду во всю на самую большую наглость своего поведения и ее проявляю для того, чтобы не показать, что я сейчас жутко стесняюсь. Опять же потому что в аудитории есть кто-то, перед кем я не хочу так проявиться. И поэтому и наглость такая бывает, и такое резонёрство подростковое, когда хочется показаться взрослее, сильнее, с большим чувством юмора, чем это есть на самом деле. Поэтому ребенок иногда хамит от того что жутко боится и стесняется, и не знает что с этим делать.
Юмору надо учить
В подростковом возрасте люди еще не готовы к самоиронии? Иногда ведь можно посмеяться самому над собой и таким образом защититься от насмешек
Осознано подростки этим пользоваться не умеют. Это придет чуть позже, когда этот опыт уже появится и там, где реально можно вместе со всеми улыбнуться. Но это будет позже, а пока жутко стыдно.
А ребенка надо этому учить или он сам научится?
Этому действительно ребенка нужно учить. Это тоже такая семейная культура. Как в семье к этому относятся, как родители на это реагируют, и умеют ли родители по-доброму подшутить. Если это уже сарказм или излишняя ирония, когда родитель хочет поддержать ребенка, но это выглядит как издевательство или насмешка. Такое может перейти в пассивную агрессию. Когда ребенок тоже научится так иронизировать, у него будет прекрасное чувство юмора, но это все будет превращаться в вербальную агрессию. Говоря современными терминами, ребенок станет токсичным для других, и он будет защищаться, он будет даже над собой так иронизировать. А ему ведь одному не хочется в этой ситуации быть, и он будет цеплять всех окружающих. Потом это будут называть пассивной агрессией. Поэтому юмору точно надо учить. Вообще, чувство юмора является одним из показателей психического здоровья. Поэтому взрослым нужно показать, как можно перевести ситуацию шутку, но очень важно, чтобы ребенок не обижался на эту шутку. Это очень важно. Чтобы она действительно для него была поддерживающей, а не оскорбительной. Поэтому эту грань нужно очень четко соблюдать, смотреть на реакцию ребенка. И конечно мы это как паттерн транслируем ребенку, показываем, что над тобой посмеялись, ну и ты посмейся, ты же смешно оговорился: Тебе самому было смешно? — Ой, я в тот момент так испугался, мне было совсем не до смеха. — Ну давай, сейчас. Если бы ты это сейчас услышал тебе было бы смешно? Давай сейчас вместе над этим посмеемся.
Но про это действительно надо рассказывать, об этом говорить и ребенка этому учить.
А чувству юмора можно научить?
Это все равно нужно воспитывать. И все это должно быть вовремя. Изначально — это общая атмосфера семьи. Это совместное время, которое мы проводим с родителями или другими взрослыми, или в среде сверстников. Ребенок должен это видеть, слышать, сначала через подражание, идентификацию. Это так вербальная культура, которая есть в семье, дальше уже ребенок ее транслирует. Еще и некоторое количество характеристик и когнитивных способностей, которые будут способствовать развитию чувства юмора.
Синдром самозванца
Вы сказали, что застенчивость может перейти в синдром самозванца, почему о нем так много говорят?
Синдром самозванца — совокупность определенным симптомов, которая изначально характеризуется внутренней уверенностью человека в собственной непрофессиональности, лже профессиональности. То есть, например, я веду сейчас эфир и на каждом своем слове сомневаюсь, «нет-нет что-то я не то говорю». Изначально этот феномен был зафиксирован у женщин. Позже в этот синдром включили еще ряд симптомов, помимо ощущения лже профессионализма и обмана. Как будто я какой-то Дэвид Копперфильд — создаю иллюзию, обманываю. Потом сюда стали включать еще проявление страха предъявляться, проявляться, заявить о себе, выйти в радиоэфир, выйти с постом в соцсетях, выйти на сцену, выйти в какое-либо профессиональное сообщество, поделиться своим опытом, настоять на своем мнении — «Не, не, не что-то я еще недостаточно подучилась, мне одного диплома мало, я все равно еще недостаточно профессионал».
А это может быть обычной стеснительностью, неуверенностью в себе?
В том числе. Они все сюда включаются, все эти вот проявления. Это такой всеобъемлющий страх, включающий стеснение, переживание. Стеснительность выйти и проявиться в чем-то изначально в профессиональной среде и дальше в жизни.