Училась в одной школе искусств с Денисом Мацуевым
Музыкальная школа. Два этих слова вызывают бурю эмоций, причем совершенно полярных.
В интернете есть несколько сообществ, в которых выпускники музыкальных школ делятся своими душераздирающими историями. Там километры обид, комплексов, страхов, ненависти.
«Злобный педагог орала и била по пальцам указкой».
«Пять лет обзывала меня тупой!»
«Прихлопнула пальцы крышкой пианино».
«После выпускного в музыкалке я разбила свое пианино топором. Была счастлива».
«Ни разу не села за инструмент после музыкальной школы».
«Двадцать лет прошло, до сих пор в кошмарах снятся уроки сольфеджио».
Те, кто отучился в музыкальной школе не для собственного удовольствия, а для мамы или для бабушки, говорят, что ни за что не отдадут туда своих детей. «Музыкальная школа была моей многолетней пыткой, каждый год я пробовала ее бросить, но родители были тверды: в нашей семье принято доводить до конца начатое», — рассказала мне подруга Настя, которая, между прочим, училась в одной школе искусств с Денисом Мацуевым. Ну вот из Мацуева вышел великий пианист-виртуоз, а у моей Насти при упоминании о музыкалке надолго портится настроение.
Зачем эти нудные уроки?
Почему так? В музыке, как и в спорте, кроме таланта нужно еще упорство. Нужно много трудиться. Многочасовые просиживания за инструментом, бесконечные повторы одних и тех же этюдов под силу не каждому ребенку. Нужна сумасшедшая мотивация, чтобы не сбиться с выбранного пути, нужна твердая вера в конечный успех мероприятия. Откуда все это раздобыть? Музыкальные школы ежегодно выпускают тысячи, музыкантами же становятся десятки. Простой ребенок довольно скоро делает вывод, что не стать ему Сергеем Рахманиновым, да и Александрой Пахмутовой тоже не стать. И что жизнь свою он с музыкой не свяжет. Так зачем эти нудные уроки? Только напрасная трата времени.
Одна моя знакомая рассказала, как она целый год обманывала родителей. Брала папку с нотной тетрадью и учебником, выходила из дома, садилась на трамвай и три часа каталась по городу (дело было в Туле), потом, немного усталая и задумчивая, возвращалась. На вопрос, как дела в музыкалке, неизменно отвечала: «Нормально!» Три раза в неделю, целый год! Только бы не в музыкалку. Обман вскрылся, когда перед выпускным концертом из школы позвонили и спросили, а где, собственно, девочка, может, заболела чем-то серьезным.
Читайте также: «Абсолютно ничего в жизни вашего ребенка не зависит от школьных оценок»
Черниговская: «Каждого ребенка нужно учить музыке»
Наверное, на этом тему с музыкальной школой можно было бы закрыть, но есть и другая точка зрения. Профессор Санкт-Петербургского университета, психолингвист, специалист в области нейронауки Татьяна Черниговская считает, что музыке нужно обучать абсолютно всех детей:
«Я уверена, что каждого маленького ребенка нужно учить музыке, потому что это тонкая изысканная настройка нейронной сети — и неважно, станет он профессионалом или нет. Музыка учит обращать внимание на детали: какой звук выше, а какой ниже, какой короче, а какой длиннее — это подготовка к чтению, письму, дальнейшей сложной когнитивной работе, в некотором смысле это инвестиция в свою старость. Те, кто занимается музыкой, отодвигают болезнь Альцгеймера на несколько лет».
А еще у врачей в палатах интенсивной терапии полно удивительных примеров, когда музыка натуральным образом вытаскивала людей с того света.
В апреле 2012 года семилетняя Шарлотта Неве упала и ударилась головой. Кровоизлияние в мозг, кома, неутешительные прогнозы врачей, которые сразу сказали, что шансов на выздоровление мало. Мама Шарлотты дежурила у постели малышки каждый день, не теряя надежды на чудо. Однажды ей пришло в голову включить песню британской певицы Адель, которая так нравилась Шарлотте. Услышав первые такты музыки, девочка улыбнулась! За долгое время это была ее первая реакция на внешний раздражитель. Через два дня Шарлотта встала с постели и заговорила.
Так что, отдавая ребенка в музыкальную школу, помните, что музыкой вы можете, как погубить ребячью жизнь, так и спасти ее.
Читайте также: 7 принципов воспитания счастливых детей от педагога Дмитрий Зицера