До 2 лет
Пока течение времени ребенок не замечает, для него такое понятие просто не существует, но вы можете давать путеводные ориентиры. Сейчас жизнь и окружающий мир вертятся вокруг его физиологических потребностей. Так что при более-менее регулярном режиме дня он интуитивно запоминает, когда вы его кормите, купаете, водите на прогулку. По этим «часам» малыш и получает свое первое и очень еще смутное представление о времени.
А уже ближе к 2 годам он сможет отгадать, что означают слова «скоро» и «подожди немножко». До этого момента берегите свои нервы и не торопитесь воспитывать в ребенке терпение, пока он к этому просто мало готов.
Не забывайте про песочные часы. С ними удобно не только чистить зубы, но и выполнять задания на время, пока малыш не научится пользоваться классическими часами.
К 3 годам
В этом возрасте дети могут, как правило, осознать две временные категории: ближайшее будущее и недавнее прошлое. Еще прекрасно чувствуют разницу между «до» и «после», когда вы даете им четкие инструкции: «Сначала надень носки, потом — кроссовки», «Мы идем в парк, после заглянем в магазин».
В 4–5 лет
Многие дети в 4 года начинают всерьез интересоваться продолжительностью самых разных событий, но сильнее всего их волнуют вопросы «Сколько еще ждать?» и «Когда же мы приедем?». А еще большинство малышей завораживают стрелки и циферблаты. Нередко появляется желание носить наручные часы, чтобы быть как мама или папа.
Но пока все ключевые временные понятия они интерпретируют на свой лад, поэтому легко могут кататься с горки хоть «сто часов». Еще они активно используют в своем словаре временные обозначения вроде «до», «после», «день», «ночь», «завтра», «вчера», «сразу», «немедленно». Однако еще не могут в полной мере прочувствовать, сколько длятся «миг», «утро» или «неделя».
Часики с сюрпризом
Когда захотите обучить ребенка определять время по часам, лучше выбрать модель со стрелками разных цветов. Задача не самая сложная, достаточно обклеить их цветным скотчем, например. Малышам очень сложно каждый раз вникать, какая стрелка «маленькая», а какая «большая», одновременно внимая вашим объяснениям и пытаясь расшифровать цифровые обозначения.
Когда вы говорите ребенку: «Мы идем в садик через полчаса», это вам ясно, что до выхода из дома вы успеете подвести брови, закинуть грязное белье в стиральную машинку и оттереть сантиметровый слой вчерашней грязи с резиновых ботинок. А вот ваш четырех- и даже пятилетка вычленит из этой фразы только одну мысль: «Скоро мы выйдем на улицу». Имейте это в виду, чтобы лишний раз не злиться и не впадать в отчаяние. Пока без вашей помощи и чуткого руководства ребенок не сможет собраться на прогулку так же быстро, как вы. Кстати, некоторым взрослым тоже требуется уйма времени на сборы. Возможно, вы даже из их числа, просто себе вы почему-то готовы делать поблажки.
Ребенку гораздо легче разобраться, что вы имеете в виду, когда вы называете не дни недели и не точное время, а делаете привязку к регулярным рутинным событиям: «Мы поужинаем, когда папа вернется с работы», «Пойдем в бассейн после мультиков», «Гости приедут к обеду».
Но это не значит, что точные обозначения времени в речи использовать не нужно. Наоборот, они необходимы, чтобы малыш постепенно учился улавливать их смысл.
На страже тишины
С помощью часов вполне можно учить ребенка уважать желания и покой других людей. Если вы понимаете, что сейчас вам необходимо побыть в полной тишине и в одиночестве, скажите об этом прямо. И объясните, что дверь в вашу комнату можно будет открыть после того, как большая стрелка будет на цифре 3, а маленькая — на 12. Первое время малыш все равно будет заходить к вам через каждые 5 минут, но вскоре он привыкнет. Точно так же можно подсказать, когда вы поедете в аэропорт. Эта тактика порой — единственное средство против бесконечных «Мам, ну скоро?».
После 5 лет
Дети начинают постепенно разбираться в днях недели и в месяцах. Если с ними заниматься, они смогут даже распознавать даты.
Когда вы говорите ребенку, что поедете на море «через два дня», а такси будет у подъезда «через 2 часа», он достаточно хорошо представляет, сколько ему еще придется ждать.
Между 6 и 8 годами
Примерно в 6 лет дети могут осознанно оперировать днями недели и твердо усваивают их последовательность. Ближе к 8 годам учатся пользоваться механическими часами с тремя стрелками и понимают выражения «послезавтра», «накануне», «три дня назад».
Существует масса увлекательных заданий, которые помогут малышу осознать течение времени. Если не превращать занятия в сухую зубрежку, а преподносить информацию в форме познавательной игры или в виде заманчивого эксперимента, толку будет больше.
Ручная работа
Сегодня можно купить много красочных пособий, чтобы рассказать ребенку о временах года, днях недели, часах и минутах. Но то, что он сделает своими руками вместе с вами, принесет гораздо больше пользы и удовольствия. Причем вам обоим. Время, проведенное с малышом, бесценно.
Полезные тренировки
Существует масса увлекательных заданий, которые помогут малышу осознать течение времени. Если не превращать занятия в сухую зубрежку, а преподносить информацию в форме познавательной игры или в виде заманчивого эксперимента, толку будет больше.
День и ночь. До 3–4 лет маленькие дети часто путают завтрак с обедом или ужином, особенно если днем они еще спят. Чтобы элементарные понятия усвоились быстрее, сделайте наглядный плакат с картинками. Информация запомнится лучше, если героем мини-рассказа станет сам малыш. Для этого сначала сфотографируйте его в те моменты, когда он просыпается, чистит зубки, завтракает, играет, обедает, спит днем, полдничает, гуляет и так далее. Потом распечатайте снимки и сделайте коллаж. Обращайтесь к нему как можно чаще, когда будете комментировать ваш распорядок дня в режиме реального времени.
Времена года. Запомнить времена года поможет натюрморт с тематической композицией. В начале каждого сезона вы на свой вкус отбираете те его символы, которые можно смастерить из пластилина или бумаги. Пусть малыш сам определит их для себя, а вы поможете ему материализовать задуманное. Разместить ваши сокровища можно в любом месте: в красиво оформленной коробке, на подносе или на настенном панно.
Сегодня и вчера. Это упражнение придумала сама Мария Монтессори, чтобы помочь малышам осознать, как настоящее превращается в прошлое. Возьмите лист ватмана, разделите его на две колонки. В левой на самом верху напишите слово «прошлое», в правой — «настоящее». Осталось предложить малышу с вашей помощью заполнить колонки вырезками из газет, фотографиями или рисунками, а потом чутко следить за происходящими изменениями. Например, в начале июня можно нарисовать летний пейзаж, и тогда он будет находиться в категории «настоящее» целых три месяца. А если вы сегодня повесите новость про счастливое спасение собаки Жучки, которая потерялась в вашем районе, то на следующий день эта весть уже канет в «прошлое».
Возраст. Еще одна любопытная практика по методу Монтессори поможет ребенку получить более-менее оформленное представление о возрасте. Правда, подходит это упражнение лет после 5, когда дети уже начинают осваивать азы счета. Выдайте малышу лист обычной белой бумаги, разместите его горизонтально. Затем помогите ему написать в столбик имена самых близких родственников начиная с самых младших членов семьи. Затем возьмите бумагу, разлинованную в крупную клеточку, и объясните, что один квадратик равен одному году. Теперь попросите малыша отсчитать для каждого родственника столько квадратиков, сколько ему лет. Затем «годовые полоски» нужно вырезать и приклеить напротив всех записанных имен.
Время. С секундами, минутами и часами лучше знакомить ребенка в игровой форме. Ищите простые сравнения, берите примеры из вашего совместного опыта, они помогут прочувствовать эти временные отрезки полнее. Например, секунды хватит, чтобы один раз медленно моргнуть или два раза быстро хлопнуть. Проверить это можно тут же.
Потом придумайте, что можно сделать за минуту. Например, сбегать из спальни на кухню и вернуться обратно. Или спеть короткую песенку. А за час вы обычно успеваете сходить в магазин или добраться до бабушки с дедушкой.
Больше полезных материалов о детском развитии — в нашем канале на