Часто бывает, что способный, умный ребенок вдруг впадает в ступор на экзамене, совершает глупые ошибки и получает в итоге балл гораздо ниже того, который он мог бы получить. Объяснение простое — он переволновался. На эту проблему достаточно часто жалуются и родители, и педагоги. О том, как с ней справиться, рассказывают Наталья и Дмитрий Козыревы — психологи и многодетные родители.
Эмоции и экзамены: проблема глубже, чем кажется
Причина подобных неудач кроется в первую очередь эмоциональной сфере. Связь тревожности и стресса с низкими результатами испытаний подтверждена и научными исследованиями.
Но низкая оценка за экзамен – не самое худшее. К сожалению, в последнее время часты истории, когда дети сдают экзамены на высокий балл – а затем совершают попытку суицида. По данным психологов, очень многие из таких детей имели мощный запрет на эмоции, привитый родителями и школой.
Чтобы дети могли безболезненно справляться с экзаменами, важно научить их правильной работе с эмоциями. Поэтому переориентация установок родителей и учителей с негативных на поддерживающие способствует созданию благоприятной атмосферы для детей, позволяя им снизить уровень тревожности и научиться управлению своими эмоциями. При этом необходимо не просто демонстрировать детям полезные техники управления эмоциями, но и самим активно их применять в своей жизни. Такой подход не только укрепляет уверенность детей в себе и снимает напряжение, но и формирует образ взрослых как образец для подражания, создавая живую, здоровую и поддерживающую среду.
«Как ты»? О поддерживающих установках
В попытке замотивировать ребенка на сдачу экзамена родители и учителя подчас совершают ошибки, транслируя ему неподдерживающие установки. «Если ты не сдашь экзамен, то не поступишь в институт (пойдешь в армию, никем не станешь, останешься на второй год)» — это установка на страх, который может проявиться в самый ответственный момент. Мышление человека, испытывающего страх, часто становится тоннельным, он перестает видеть варианты решения задач и свои ошибки, не использует те знания, которые у него есть. Страх парализует — это действительно так.
«Подведешь меня, опозоришь родителей, школу, тебе самому будет стыдно» — установки на стыд и вину. Мало того, что ребенку предстоит сложный экзамен: теперь получается, что ему нужно сдавать его ради благополучия других или ради того, что о нем подумают. В обоих этих случаях о самом ребенке и его состоянии здесь и сейчас не идет речи — лишь о его будущем и о посторонних людях.
Между тем он — личность, ему тоже может быть сложно, страшно или горестно. И тогда к нему применимы поддерживающие установки, способные в итоге помочь со стабилизацией эмоционального фона и, соответственно, с успешной сдачей экзамена.
Они обращены к тому, что на самом деле происходит с ребенком. «Как ты? Чего боишься? Как себя ощущаешь перед экзаменом?» Благодаря этим вопросам вы выходите на него настоящего. Возможно, в ответ вы получите смущение, отрицание, недоверие, либо краткое «Не знаю». Это нормально: дайте ребенку время.
Еще одна поддерживающая установка, которую рекомендуется использовать: «Я благодарю тебя за все те силы, которые ты приложил во время учебы, чтобы прийти к результату, который тебя порадует. Уверена, ты сделаешь на экзамене максимум из того, что сможешь». Здесь педагог и родители демонстрируют уважение к решениям, которые принимал ребенок в течение года. Они передают ему ответственность, не обесценивают его усилий и не навешивают ярлыки (хороший/плохой, готов/не готов, сдашь/не сдашь).
Позвольте детям зевать: работа учителя с эмоциями школьников
Все, о чем мы говорили выше, относится к экзаменам и периоду, непосредственно их предваряющему. Но подготовка к этим испытаниям проходит задолго до их начала — на протяжении всего учебного процесса. Немаловажную роль в этом играет внимание учителя к эмоциональной сфере детей. Квалифицированный педагог умеет считывать телесные сигналы и стремится учить детей работе с эмоциями. Это приведет к повышению успеваемости, росту авторитета в глазах учеников, успехам на экзамене — и в конечном счете к тому, что именно такого учителя дети запомнят как самого любимого.
Например, если ребенок зевает, потягивается, почесывается, ерзает, то многие считают, что это — признак скуки или лени. Это заблуждение. На самом деле эти действия — самый простой способ снять напряжение. Взрослые приучены скрывать эти сигналы, но дети пока еще умеют слышать свой организм и действуют мудро, естественно.
Поэтому стоит поблагодарить ребенка и предложить всему классу последовать его примеру. «Спасибо, Ванечка! Ты показываешь, что всем нам пора немного передохнуть и снять напряжение. Давайте возьмем небольшую паузу и все вместе потянемся!.. А вы знаете, как правильно зевать? Во весь рот!» Прекрасно, если учитель (родитель) сам продемонстрирует такое «правильное зевание», потягивание и так далее, дав детям понять, что в данный момент и в его классе такое поведение не осуждается.
Учителя могут возразить: времени и без того мало, зачем заниматься ерундой. Но на самом деле, потратив всего 2–3 минуты на такую разминку в начале урока, педагог получит сосредоточенных, внимательных, избавленных от напряжения детей на все оставшееся до звонка время.
Некоторые могут возразить: почесывания и потягивания — это бескультурье, это вне норм приличия. Но, во-первых, можно сказать детям, что на других уроках, в других местах так действительно лучше не делать. А во-вторых, если педагог будет ругать подопечных за естественное поведение, он таким образом покажет, что для него нормы приличия важнее, чем их эмоции и сами дети. В результате такого подхода формируются школьники с комплексом «хороших мальчиков», «хороших девочек» — с постоянным чувством вины, стыда, зажатостью. И тогда велик риск, что дети выберут не учебу, а гаджеты, вейпы, сигареты и алкоголь, отмечает Дмитрий Козырев, потому что это тоже способы снять напряжение — только нездоровые.
«Кардиган наглости» и контроль дыхания: как снизить тревожность
Есть простые техники снижения тревожности, которые можно применять, как в школе, так и дома при подготовке к экзаменам.
Один из самых простых способов — проговаривание эмоций. В школе на это не потребуется много времени: можно проводить такую практику в начале урока. Учителю (или родителю) достаточно спросить: «Ребята, как вы? Что вы чувствуете?» Это должен быть открытый вопрос, обращенный к каждому человеку в классе. Можно также распечатать таблицу эмоций и раздать каждому ученику, чтобы он с помощью галочек отметил то, что сейчас чувствует. Дома родители могут поинтересоваться у своего ребенка: «Как прошел твой день? Что интересного у тебя случилось / ты узнал? Что было трудного для тебя сегодня?»
При этом полезно, если учитель и родители проговаривают и свои собственные эмоции, показывая, что они нормальны. Таким образом они показывают, что бояться, переживать — это нормально. Если ребенок на вопрос «Как ты?» отвечает «Я боюсь, что не сдам», не нужно подбадривать: «Нет, ты точно сдашь». Лучше сказать: «Ты волнуешься, это нормально. Знаешь, я в тебе уверена».
Кроме того, следует рассказать детям, как быстро успокоиться, если волнение уже проявилось. В этом поможет правильная поза: нужно сесть полностью на обе ягодицы, на все сиденье, упираться спиной в спинку стула, ставить одну ногу к другой. Как это работает? Чем больше опоры, тем увереннее и стабильнее человек чувствует себя. В идеале лучше не только рассказать, но и показать такую посадку — практика и повторение очень важны в закреплении изученного.
Выровнять эмоциональный фон поможет и простое упражнение на дыхание: достаточно сделать вдох, а на выдохе медленно и спокойно проговорить себе: «Расслабься, расслабься».
Еще одно веселое упражнение называется «смена одежды». Взрослый показывает, как снимает виртуальный, невидимый «плащ волнения» («рубашку страха», «пиджак «я не сдам» и так далее). «Сняв» все, что тревожит, он надевает взамен «кофточку уверенности» («куртку смелости» или даже «кардиган наглости»). Затем пантомиму повторяют дети.
Личный пример: дети учатся у взрослых
Мы привели самый краткий перечень рекомендаций, которые помогут школьнику эффективно справиться с тревогами и переживаниями, смягчить стрессовые факторы на экзаменах. Вместе с тем, эти простые техники помогут и педагогу, и родителям избавиться от раздражительности и привести в порядок свой собственный эмоциональный фон. Благодаря этому они и сами избавятся от усталости, у них появится силы и энергия.
Управлению эмоциями нельзя научить по книге: это можно сделать только на своем примере, через свое эмоциональное состояние, через практические действия. И, помогая себе, помогать своим детям и ученикам.