22 октября отмечается Международный день заикающихся людей. Он учрежден в 1998 году и его главная задача — распространение информации о проблеме, ведь в мире заикается более 80 миллионов людей.
С точки зрения медицины, заикание — это нарушение речи, при котором слова и слоги произносятся с паузами, повторениями и растяжениями. Согласно исследованиям, основная причина заикания — это напряжение мышц, которые отвечают за речь: артикуляционных органов (язык, губы, мягкое и твердое нёбо, зубы), дыхательной системы и голосовых связок.
Ребенок или взрослый пытается произнести слово, но оно «застревает» внутри, из-за чего возникает стыд. Попытки помочь человеку с заиканием побыстрее закончить свою мысль лишь приводят к усилению проблемы.
В Международный день заикающихся людей мы попросили невролога и логопедов рассказать нам, какие основные принципы работы с заиканием, а также какие упражнения могут помочь справиться с проблемой.
Обычно заикание проявляется у детей в возрасте от 2 до 5 лет — в период активного освоения фразовой речи. В это время повторения звуков и слов, вставки лишних «а», «ну» или «вот» — нормальная часть развития.
В большинстве случаев с ростом и опытом общения запинки проходят сами. Если же они мешают общению и ребенок начинает скрывать свои трудности, стоит обратиться к специалистам: логопеду и, при необходимости, неврологу. Такой тип заикания называется неврозоподобным и связан с нарушением функций мозга.
Занятия с логопедом можно начинать с трех лет. Стоит учитывать, что заикание имеет волнообразный характер: в периоды обострения ограничивайте речевые нагрузки, в моменты улучшения — наоборот, стоит активнее читать, пересказывать и обсуждать тексты.
Общие принципы работы с заиканием
Говорите спокойно и медленно. Короткие простые предложения без излишней эмоциональности помогают ребенку чувствовать себя безопасно.
Сначала успокойте ребенка. Если малыш расстроен или плачет, дайте ему время на отдых и отвлечение, прежде чем просить говорить.
Не настаивайте на рассказах о страхах. Покажите, что вы понимаете тревогу и поддерживаете его.
Избегайте давления. Слишком строгие требования и критика усугубляют заикание.
Используйте конструктивные фразы. Вместо «Быстро ешь!» скажите «Давай посчитаем, сколько ложек осталось».
Слушайте внимательно. Не перебивайте ребенка и по возможности завершайте свои комментарии после паузы.
Как поддержать развитие речи
Дайте паузу после сказанного. После завершения фразы подождите, прежде чем комментировать, чтобы ребенок не торопился и не переживал.
Не завершайте фразу за него. Перебивания усиливают напряжение и ускоряют речь.
Соблюдайте очередность в общении. Это касается и семейных разговоров, и игр, и совместных занятий.
Выделяйте время наедине. Чтение, обсуждение картинок, пересказ событий — всё это помогает ребенку тренировать речь без давления.
Избегайте критики. Фразы вроде «Подожди!» или «Думай, что хочешь сказать!» создают стресс и усиливают заикание.
Полезные занятия и игры
Настольные игры, конструкторы и пазлы развивают моторику и концентрацию.
Пение и движения под музыку помогают расслабить мышцы и наладить ритм речи.
Игры с водой или песком успокаивают нервную систему.
Домашний театр и кукольные сценки дают возможность «примерить» роль свободного от заикания персонажа.
Пересказ коротких рассказов и чтение по слогам помогает ребенку увидеть ритм слова и улучшить слоговую структуру.
Помимо неврозоподобного заикания существует также невротическое. Оно связано с испугом, стрессом и тревогой. В этом случае лечение должно быть сосредоточено на борьбе с основной проблемой, а значит, необходима помощь психолога или психотерапевта.
Одна из ключевых задач при работе с заиканием — формирование правильного речевого дыхания. Оно помогает говорить спокойно, без напряжения и лишнего усилия, а также поддерживать естественный ритм речи.
Чтобы развить дыхательный аппарат, важно тренировать диафрагмальное дыхание, его силу и длительность — мягкий вдох и более плавный и длительный выдох. Сделать это можно через игру.
Например, упражнение «Ветерок»: человек выдыхает, представляя, что дует на одуванчик или раздувает облака.
Упражнения на соединение дыхания и речи
«Обнимашки»: стоя с согнутыми локтями на уровне плеч, на вдохе необходимо обхватить себя («обнять»), на выходе развести руки в стороны.
«Листопад»: стоя с прямыми руками, необходимо поднимать и медленно опускать их вниз, словно падающие листья.
«Мятник»: стоя прямо, плавно наклоняйте корпус в стороны, одновременно проговаривая короткие фразы или звуки.
Когда дыхание становится более устойчивым, можно переходить к тренировке фонационного выдоха, то есть выдоха со звуком. Для этого используют упражнение «Песенка»: протяжное произнесение гласных — «А-а-а-а», «О-о-о-о», а затем соединение их в цепочки — «А–О–У–И». Это развивает контроль над выдохом и учит сохранять плавность речи.
На следующем этапе вводятся слоги и короткие фразы. При этом необходимо двигаться: движения рук сверху вниз хорошо сочетается с проговариванием текста — так речь становится естественной и ритмичной. Например, можно произносить строки стихотворения на каждом выдохе:
Вдох — на выдохе: «Осень наступила»,
Вдох — на выдохе: «высохли цветы»,
Вдох — на выдохе: «и глядят уныло»
Вдох — на выдохе: «голые кусты»…
Все эти упражнения подходят не только детям, но и взрослым. А игровые образы — «ветерок», «листопад», «маятник» — помогают легче запомнить движения, визуализировать процесс и снять внутреннее напряжение, которое часто сопровождает заикание.
Работа над речью — это всегда комплексный подход. Не пренебрегайте помощью квалифицированного логопеда, который подберёт индивидуальные упражнения, и психолога, который поможет справиться со страхами и неуверенностью.
Если ребёнок ещё очень мал, ему подойдут арт-терапия, песочная терапия, лепка. А также неплохо было бы, чтобы и родитель обратился к психологу.
Дыхательные упражнения
Счёт на выдохе.
Делаем глубокий вдох, при этом воздух набирается в живот. Очень медленно, живот при этом надувается и округляется. Затем с выдохом считаем по порядку. Усложнить упражнение можно, делая счёт трёхзначных чисел и более, особенно если есть проблемные звуки или стечения слогов.Чтение вслух с акцентом на ритмичность и плавность.
Также хорошо использовать технику «теневой речи» — повторение за говорящим, чтобы почувствовать свободу и легкость речевого потока.
Для этого подойдут поговорки и пословицы.Обязательно делайте упражнения на снятие напряжения в мышцах.
Можно лёжа на спине или сидя. Вдох глубоко — до живота. Затем зажимаете все мышцы на 7–10 секунд, словно от холода. После расслабляете их и делаете мышечный сброс.
Также я рекомендую завести дневник, в котором будете наблюдать за своей речью, анализировать, когда и почему усиливается заикание, а когда оно уменьшается.
В работе с заиканием логопед-заиколог использует упражнения на дыхание, темп и ритм, межполушарное взаимодействие, а также нейропсихологические упражнения и артикуляционную гимнастику. Основной задачей в коррекции заикания является формирование у ребёнка нового навыка плавной речи «с рукою», чтобы нормализовать темпо-ритмическую сторону речи.
База: проговаривание слов с выделением ударного гласного. Наиболее эффективным упражнением является круг гласных — пропевание гласных с подключением опорных жестов. На А — руки разводятся перед собой, на О — округляются в форме шара, на У — вытягиваются вперёд, на Э — поднимаются вверх, на И — руки тянут воображаемую нить. В этом упражнении тренируется навык плавной речи, который затем переносится на слова.
Артикуляционная гимнастика
«Бегемот»: Стоя прямо, откройте широко рот (как бегемот, когда зевает). В идеале необходимо широко улыбаться, чтобы были видны зубы. Задержитесь в этом положении, считая до пять, а затем закройте рот. Повторите несколько раз.
«Шарики»: Сидя прямо, надуйте щеки и держите их так, считая до 30, а затем расслабьтесь.
«Расческа»: Удобно сядьте, приоткройте рот, а затем проведите языком между верхними и нижними зубами, будто пытаетесь его «расчесать». Повторите 30 раз.
Дыхательные упражнения
Тренируйте глубокое диафрагмальное дыхание: медленно вдыхайте через нос, задержите дыхание на несколько секунд, а затем плавно выдыхайте. Упражнение поможет контролировать дыхание и снизить нервное напряжение.Плавная и спокойная речь
Повторяйте слова и фразы медленно, старайтесь говорить ровно и равномерно. Такой способ поможет вам меньше волноваться в начале разговора и следить за скоростью речи.
Плавное начало фразы
Начинайте говорить медленно и спокойно. Например, можно немного задержаться перед первым словом или протянуть первый звук. Это поможет вам контролировать речь на старте.Игровые упражнения на артикуляцию
Используйте разные звуки и движения ртом, как в игре. Например, произносите звуки то быстро, то медленно, делайте упражнения для развития речи. Это поможет закрепить правильное произношение и меньше бояться говорить.
- Что не так с фильмом «Чучело»: мнение редактора Parents.ru
- Ограбление века: что украли в Лувре — фото драгоценностей (всего 8 предметов)
- Затмила всех в сериале «Москва слезам не верит. Все только начинается»: кто такая Маш Милаш
- Профессор Марьяна Безруких: «Сегодня „эпидемия дислексии“ — от неграмотности специалистов»
- Как выглядят и чем занимаются дети самого неоднозначного премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху
- Анастасия Решетова: «Я воспитываю сына так, чтобы он умел слушать, понимать и поддерживать женщин»
- Его ролики о буднях в офисе вы точно отправляли друзьям: что известно о самом популярном зумере в Сети — Максиме Лутчаке
- Дочки-матери: 4 ярких фэшн-кампейна звездных мам с наследницами
- Два особняка в США и шесть компаний в России: какое наследство достанется сыновьям Елены Малышевой





